учитель Макагонова Н.В.
Тема урока: «Дифференциация согласных [Д]-[T].
Цель урока: формировать умения различать звуки [Д ]-[Т ] на слух в слогах, словах
и предложениях.
Задачи урока: развивать умения четко произносить и различать звуки Д и Т.
упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука,
правильно употреблять существительные в Т.п, Р.п.
развивать зрительное и слуховое внимание,
фонематический слух;
воспитывать активность и самостоятельность ученика.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Дыхательные упражнения.
1) вдох носом, выдох ртом
2) вдох ртом, выдох носом.
II. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы»
- Собаку укусила оса. Кто кусался?
- Мама зовёт дочку домой. Кто дома? Кто на улице?
- Ваня шёл впереди Лизы. Кто шёл последним?
III. Артикуляционная гимнастика.
1) Окошко
2) Заборчик-трубочка
3) Часики
4) Качели
5) Лошадки
IV. Пальчиковая гимнастика
«Пальчики кивают».
V. Сообщение темы и цели урока.
1) Послушайте слова и назовите первый звук в этих словах
Даша, Дуня, Данила
Таня, Толя, Тамара
2) Посмотрите на картинки:
Стучит большой молоток: ДДД. Дайте характеристику звуку.
Дятел долбит дерево: ТТТ. Дайте характеристику звуку.
3) Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши».
1) Если услышите звук д
2) Если услышите звук т
Т,Д,Д,Т; ТА,ДА,ДУ,ТУ,ТЫ; ТАНЯ,ДАНЯ,ТУФЛИ,ВОДА
4) Диф-ция звуков в слогах.
Задание: «Слушай и повторяй»
Да-та ду-ту
До-то ды-ты
Та-та-да
Да-да-та
Да-та-та
Та-да-да
Да-та-да
С чем работали?
Физкультминутка
5)Диф-ция звуков в словах.
а)Замени в словах звук д на звук т
Доска-тоска удочка-уточка
Плоды-плоты дочка-точка
б)Закончите слова, добавив слоги: да-та
коф(та) во(да) ва(та) воро(та) приро(да)
в) Найдите лишнее слово:
туфли, дрова, дуб
топор, дом, тарелка
Г) Из ряда картинок выбрать те, которые начинаются на звук д, затем т
Картинки: утка, тыква, следы, капуста, дом, ведро
Д) Игра «Чего не стало?»
Картинки: утка, следы, ведро, дом
Е)Послушайте загадку, найдите отгадку.
Что за скрип, что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста
Если я …(капуста)
Д) Звуко-буквенный анализ слова капуста
-значение слова
-разделите слово на слоги
-выделите ударный
-назовите первый слог, второй, третий
-составьте схему слова
-составьте предложение с этим словом
Е)Определите место звуков в словах, которые вы сейчас назовёте
-первый месяц весны (март)
-последний месяц лета(август)
-третий день недели(среда)
-пятый день недели(пятница)
С чем работали?
Физкультминутка (с мячиком)
6)Диф-ция звуков в предложениях.
Закончи предложения, используя картинки.
Картинки: молоток, ведро, топор, лопата, удочка
Гвозди забивают…
Воду носят…
Дрова рубят…
Землю копают…
Рыбу ловят…
7)Диф-ция звуков в тексте.
Давайте выучим шутку-скороговорку.
Мы с Володею друзья.
Куда он – туда и я
И ещё у нас закон
Куда я – туда и он
VI. Итог урока.
С какими звуками работали? Назовите слова, в которых есть эти звуки.
Все молодцы!