Тема: «У нас в гостях Италия» Урок-путешествие Конспект урока географии в 8-м классе
Разработала учитель Родионова Татьяна Фёдоровна
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат V вида с.Дмитряшевка 2012г. |
Тема: «У нас в гостях Италия»
Цель: продолжить формирование образа Европы.
Задачи:
- 1. Образовательные:
- углубить знания о природе и населении Италии;
- формировать умения составлять описания территории в ходе самостоятельной работы;
- 2. Воспитательная:
- воспитывать самоконтроль и самореализацию учащихся, уверенность в свои силы и чувство успеха;
- 3. Коррекционная:
- создать условия для коррекции связной речи и познавательных способностей учащихся.
Оборудование:
- физическая карта мира;
- видеофильмы: «Венеция» (фрагмент), « г. Помпея 2000 лет спустя» (фрагмент); «Гран Парадизо» (фрагмент);
- энциклопедия для детей: «Страны, народы, цивилизации»;
- иллюстрированный атлас мира («Италия»);
- атласы, и контурные карты.
Тип урока: урок - конференция
Методы обучения: словесный, наглядный.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет страны Южной Европы, полуострова, на которых они расположены.
II.Изучение нового материала.
- Сообщение темы и цели урока
2.1. Вводное слово учителя.
Мы продолжим работу в нашем «Бюро путешествий»
Вы подготовили рекламный проект «Путешествие по Италии».
В «Бюро путешествий» работают: географ, историк, геоморфолог, климатолог, гидролог, менеджер, туристические агенты.
Италия – одно из древнейших государств мира, которое выделяется своей богатой историей и типично средиземноморской природой.
Италия – это длинный Апеннинский полуостров в форме «сапожка», два больших острова: Сицилия и Сардиния, и примерно 70 маленьких островков.
Эти богатейшие земли с древности притягивали к себе народы из других регионов. Ежегодно Италию сейчас посещают 50 млн туристов.
Вклад, который внесли итальянцы в европейскую и мировую культуру переоценить невозможно.
Уже много веков, созданные ими шедевры архитектуры, живописи, музыки и литературы восхищают человечество. На уроках истории, музыки вы знакомились с работами художника Леонардо да Винчи (всемирно известная картина «Джоконда»), с работами великого скульптора, художника, архитектора Микеланджело – его работы «Давид», с работами композитора Верди, который создал оперную триаду всемирной известности «Риголетто», «Трубадур», и «Травиата».
Итальянцы дали миру двух великих путешественников и первооткрывателей – Марко Поло и генуэзца Христофора Колумба.
Марко Поло в XIII веке совершил удивительное путешествие на восток: прошел по древнему Великому шелковому пути. Мечтой Колумба было открытие морского пути в Индию.
Но, отправлялись на запад от Европы, он открыл в 1492 г. Америку, Новый Свет. Его открытие перевернуло географические представления европейцев. И Великие географические открытия стали началом новой эпохи в истории человечества.
Италия - страна, где каждый турист любуется ослепительно – лазурном небом, где можно увидеть изумрудную зелень рощ, сиреневый на закате конус Везувия. В этой стране будешь восхищаться кристально-прозрачными водами альпийских озер. А в зимнее и весеннее время склоны гор становятся настоящим раем для горнолыжников.
2.2. Творческая работа «Рассказ географа»
- Задание - прослушав рекламные рассказы специалистов составьте памятку туристу, отправляющемуся в Италию (у каждого учащегося текст «Рассказ географа» с заданием – вставьте пропущенные слова.
- «Рекламный проект историка»
«Рим» - столица Италии. Один из древнейших городов мира, эпицентр мировой культуры.
Легенда о происхождении вечного города такова: в VIII веке до нашей эры сыновья – близнецы бога Марса и весталки Сильвии – Ромул и Рем – были брошены родителями и вскормлены волчицей в пещере у подножия Палатинского холма на берегу реки Тибр. Здесь детей нашел пастух. который воспитал их в своей хижине на холме. Став взрослым, Ромул основал на этом месте город, названный по его имени Римом. Символом Рима является Капитолийская волчица, вскормившая своим молоком Ромула и Рима (показ – картинка).
- «Рекламный проект геоморфолога»
Италия – горная страна. Северную часть занимает крупная горная система всей Европы и Италии – Альпы. Они образуют большую подкову вокруг границы. В Альпах находится самая высочайшая точка Западной Европы – г. Монблан, её высота 4807 м. Сейчас здесь проходит туннель, который связывает Италию с Францией.
Альпы – это рай для туристов и горнолыжников. Наиболее известны Доломитовые Альпы, где горы резко расчленены и особенно живописны.
На Апеннинском полуострове протянулись горы Апеннины. Они не высокие, до 3000 м над уровнем моря, здесь нет вечных снегов. Но много пещер, так как сложены известняками и песчаниками.
Низменностей в Италии мало.
Самая большая равнина – Паданская. Она расположена по долине реки По. Здесь повсюду фруктовые сады, виноградники, посевы зерновых культур, сахарной свеклы.
В Средней и Южной Италии часты землетрясения.
Здесь находятся вулканы Везувий и Этна
В Италии туристы могут отправиться в далекое прошлое, когда 2000 лет назад в результате извержение Везувия исчез с лица Земли г. Помпея.
Здесь археологии проникают в тайны далекой цивилизации, делают удивительные открытия.
(Показ фрагмента видеофильма г.«Помпея»)
2.3.Физкультурная пауза (упражнения для глаз).
- «Рекламный проект климатолога».
Климат в Италии средиземноморский. Здесь сухое жаркое лето - +20 , +28 , и теплая влажная зима от 0 до + 12 .Зимой часто идут дожди. Снег на Апеннинском полуострове выпадает очень редко. На Паданской равнине климат умеренно тёплый с жарким летом и прохладной туманной зимой. В Альпах климат меняется с высотой от умеренно – теплого до холодного. В горах снег не тает несколько месяцев, а вершины гор покрыты вечными снегами. На юге Италии жарче из-за близости Африки. Оттуда часто дует знойный ветер сирокко, несущий тучи песка. Я советую туристам летом взять легкую одежду, солнечные очки и зонтик от солнца, а зимой – демисезонную одежду.
- «Рекламный проект гидролога»
Реки Италии короткие с быстрым течением. Самая длинная и полноводная река По. Широкая долина По принимает к себе множество притоков со склонов Апеннин и Альп. На Апеннинском полуострове наиболее крупная река – Тибр.
На Тибре расположена столица Италии – Рим.
В Альпах можно увидеть изумительные по красоте озера. На их красивых берегах созданы курорты мирового значения.
- «Рекламный проект биолога»
Почвы благоприятны для земледелия, здесь выращивают фруктовые деревья, виноград. Италию называют «главным садом Европы». Италия расположена в зоне жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников. Леса почти не сохранились. На склонах гор, в национальных парках можно увидеть рощи из каменного дуба, оливковых деревьев, лавра, мирта. Растет здесь земляничное дерево, его плоды похожи на землянику. В Альпах находится самый высокогорный национальный парк в Европе – Гран – Парадизо (показ видеофрагмента).
- «Рекламный проект туристического агента» (Квасов Андрей)
На итальянском языке приветствует всех. Рассказывает о себе. « Много лет я посещаю Италию в зимнее и летнее время.
Я живу в районе ______в семье____
Моего папу зовут_____
Мою маму зовут______
Летом я побывал в Венеции.
Это самый уникальный город мира, он расположен в 4 км от материка и соединен длинным мостом. Он стоит на 118 островах. Улицами в Венеции служат 150 каналов. По улицам я передвигался на моторных катерах и пароходиках. Очень привлекают туристов лодки черного цвета – гондолы. У них грациозно изогнутые носы и длинное весло на корме.
Показ видеофильма «Венеция» (фрагмент)
- «Рекламный проект туристического агента».
Дорогой турист! Ты можешь посетить «карликовые государства» Европы – Сан-Марино и Ватикан.
Сан – Марино это самое древнее государство Европы. Здесь проживает – 25 тыс. человек. Она имеет сильную футбольную команду, которая участвует в чемпионате мира.
Ватикан – это крошечное государство самое маленькое в мире.
Он расположен в пределах Рима. Им руководит Папа Римский – духовный глава всех католиков мира.
Население – 1 тысяча человек.
Туристам интересны великие произведения искусства эпохи Возрождения. Сюда приезжают много верующих, чтобы посетить главный католический собор мира – Собор Святого Петра.
А роспись Сикстинской капеллы в Ватикане, которые принадлежат Микеланджело, стремятся увидеть каждый год тысячи туристов.
Показ работ.
- Менеджер – «Изящная» промышленность.
– Все работают по комплексной карте атласа.
Италия – промышленная и сельскохозяйственная страна.
Здесь работают крупные автомобильные предприятия мирового значения – ФИАТ и ФЕРРАРИ в г. Турино. Они выпускают легковые, грузовые, ярко-красные гоночные машины, тракторы, мотоциклы.
Италия вывозит в другие страны автомобили, холодильники, стиральные машины, персональные компьютеры «Оливетти», обувь, одежду, виноград, апельсины, лимоны, оливки, орехи, цветы.
Между Россией и Италией издавна существовали дружеские отношения. Россия ежегодно экспортирует туда нефть и нефтепродукты, товары лесной
промышленности и др.
В нашей стране созданы совместные предприятия по производству автомобилей.
В Липецкой области выпускают холодильники «Стинол», стиральную машину «Индезит» совместно с Италией, а так же макаронные и кондитерские изделия.
III.Закрепление.
3.1. Чтение работы (использование учебника, атласа (стр .273-278)
Италия – одна из __________государств мира.
Она богата ___________и __________природой. Столица – город ________
Северную часть занимают _________ .
Туристы могут совершить головокружительное восхождение на самую высокую вершину Европы – гору _________.
Здесь расположены высокогорные ___________и центры ________туризма.
Нередко в Италии случаются ____________, а над _________часто можно увидеть облако пепла.
Горы _________ тянутся по всему Апеннинскому полуострову.
Самая большая ____________равнина расположена по долине реки __________.
Средиземноморский климат позволяет выращивать сельскохозяйственные культуры: _________, _____________, ____________, __________ и фрукты: ___________, ___________.
По изготовлению __________Италия занимает одно из первых мест в мире.
В Италии туристы посещают крупные центры туризма _________, _________, _______.
3.2. Игра «Кто такой! Что такое!» и работа на контурных картах.
Альпы
Рим
Микеланджело (скульптор, художник, архитектор)
По
Х.Колумб
Апеннины
Сицилия
Этна
Марко Поло
Нанести на контурные карты географические объекты.
IV.Подведение итога: выставление оценок
V.Домашнее задание: изучите материал по Италии в «Детской энциклопедии».