Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Тема урока.  Редактирование текста

(Подготовила и провела Ефремова Н.А., учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория)

 

Цели.    На основе деформированного текста формировать речевой                     

              самоконтроль;

             формировать умение строить связное высказывание по теме;

             развивать связную устную и письменную речь;

             обогащать и активизировать лексику учащихся;

             развивать грамматический строй речи; орфографическую зоркость;

             воспитывать положительную мотивацию учения.

 

Словарь: редакция, редактор, редактировать, валежник, тайга, безлюдье,  

                бескрайний, гарь.

Оборудование: репродукции картин, карточки с заданиями

 

                                      Ход урока.

  1. Оргмомент

- Сегодня я хочу вам предложить поработать редакторами журнала «Вокруг света». Как вы думаете, в чем будет заключаться ваша работа?    (Редактировать – значит исправлять ошибки, находить наиболее удачный вариант текста)

II. Сообщение темы и цели урока.

- Итак, на сегодняшнем уроке мы будем учиться редактировать текст: находить в нем ошибки и исправлять их.

- Найдите на доске родственные слова, назовите. Уточним их лексические значения.

  1. Работа с текстом.

- Уважаемые редакторы, наш корреспондент Иван Иванович Иванов побывал в тайге. Оттуда он прислал нам статью, в которой описывает этот великолепный край. Но так как тайга находится очень далеко и постоянная связь у нас с ней отсутствует, Иван Иванович высылал нам статью частями. Поэтому части перепутались местами, да и ошибок в них оказалось видимо-невидимо. Нам предстоит все исправить  и подготовить статью к печати.

  1. Восстановление порядка слов в предложении.

Слова в данном предложении рассыпались. Восстановите порядок слов. Запишите.

                                        Карточка № 1

На, смотреть, с, тайгу, горы, хорошо. (Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы) 

  1. Употребление в речи прилагательных.

- А эту часть текста Иван Иванович передавал по телефону, и часть слов невозможно было услышать. Прочитайте текст. Каких слов не хватает. Для чего они нужны? Пользуясь словами для справок, отредактируйте текст. Прочитайте. Объясните лексическое значение выделенного слова и орфограмму в приставке.

 Что обозначает слова валежины, валежник?

                                      Карточка № 2

         Ни ___________ цветов, ни__________ бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Лишь _____________ тень проскользнет в чаще. И опять тишина и безлюдье.

         Тропа выбита ____________ лапами и копытами. Человеку трудно идти ___________тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по____________ хвое. _____________ валежины цепляются за одежду, ___________ лапы бьют по лицу. И __________ дупла _________ осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.

 

Слова для справок: старых, черные, еловые, суковатые, упругой, звериной, звериными, осторожная, ярких, пестрых.

 3. Работа над грамматическим строем речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже).

         - А эту часть статьи  Иван Иванович попросил передать нам английского туриста, который плоховато говорит по-русски. Прочитайте, найдите ошибки, исправьте их.

 

                          Карточка № 3

Тайга – самый огромная на земле лес. Царство колючий хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленый вершин. Унылая скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялый водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматая лапы.

 

                                      Физкультминутка

                                 «Любопытная Варвара»

         Любопытная Варвара

         Смотрит влево,

         Смотрит вправо,

         А потом опять вперед,

         Тут немножко отдохнет:

         Шея не напряжена

          И  расслаблена, расслаблена.

         А Варвара смотрит вверх,

         Выше всех, все дальше вверх!

         Возвращается обратно –

         Расслабление приятно!

         Шея не напряжена

         И расслаблена…

 

4. Определение границ предложений

         - А последнюю часть текста Иван Иванович выслал телеграммой, но на почте забыли поставить точки. Сделайте это.

Обратите внимание на слово гари. Что оно обозначает? От какого глагола образовано? Как вы понимаете выражение бескрайние дали? Объясните орфограмму в приставке.

Карточка № 4

         С нее внимательный путешественник увидит светлый сосновый бор, темные пятна ельников блеснут вдалеке голубые изгибы рек покажутся вдалеке черные гари, желтые топкие болота вокруг синие, туманные, бескрайние дали самый большой лес на земле

 

4. Восстановление порядка изложения текста.

         - А теперь расставьте карточки в таком порядке, чтобы они составили статью Ивана Ивановича. (3, 2, 1, 4)

 

5. Чтение и пересказ текста

 

IV. Подведение итогов.

         - Статья Ивана Ивановича готова к печати. Я думаю, она очень понравится читателям журнала «Вокруг света».

         - Чему новому вы научились на уроке?