Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Коррекционная разминка на самоподготовке

 

                                                               1 класс

Подготовила: 

воспитатель высшей                                                               квалификационной категории Щербатых Н.М.

Цель: создание благоприятных условий для подготовки артикуляционного аппарата воспитанников с ОНР к правильному произношению звуков родного языка.

Задачи:

1)    Образовательная: формирование и развитие фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры, обогащение словарного запаса детей, формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

2)    Коррекционная: совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие фонематического слуха, внимания, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

3)    Воспитательная: создание благоприятных условий для воспитания потребности в положительно - эмоциональном общении воспитанников с ОНР с педагогом.

Оборудование: таблица с буквами, карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков, кукла, мяч, барабан, схемы, две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета, другая зелёного.

 

                       Ход занятия.

I.Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовёт мне, какое сейчас время года?

-Какой месяц?

-Назвать второй месяц весны?

-Каким месяцем заканчивается весна?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

II. Дыхательная гимнастика.

Упр. « Понюхаем цветок».

(Вдох и выдох контролируется рукой.) Медленный вдох и глубокий выдох а-а – а – а – а………. – счёт до 5.

 

  III.Артикуляционная гимнастика.

                                  Считалка.

                    Раз – мы домик открываем.

(Открывать широко рот и закрывать его.5 раз)

                     Два – по улице гуляем.

(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну  и в другую стороны. По 3 раза в каждую сторону).

 

                       Три – часы идут: тик – так.

(Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить язык вправо – влево. 10 раз).

                        На четыре – быстрый шаг.

( Выполнять предыдущее упражнение в быстром темпе. 10 раз.)

                           Пять – зацокал жеребёнок.

(Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз).

                           Шесть – грибочек у сосёнок.

( Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз.)

                               Семь – гармошка: дили – дили.

( Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении « грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку. 10 раз.)

                                Восемь – стенки в доме мыли.

( Выполнять круговые движения языком по внутренней стороне щёк. По 5 раз с каждой стороны.)

                                   Девять – мыли потолок.

( Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд - назад по нёбу. 10 раз.)

                                       Десять – ротик на замок.

( Рот закрыть. Язык спрятать.)

 

                         IV. Работа над голосом.

              Игра « Поём гласные звуки».

                     Гласному легко живётся:

                     Голосок свободно льётся.

                     Звуки гласные мы знаем,

                      Гласных – 6, запоминаем.

                     Нет во рту у них преграды.

                     Дети их пропеть все рады.

Показываю карточки со схемами артикуляции, произношу звуки и прошу детей повторить:

А – открыт рот широко, гласный звук пропеть легко.

У – мы гласный не забыли, губы в трубочку сложили.

О – овалом ротик сделай, гласный звук поём мы смело.

 И – скорее улыбнись; звук, как ниточка тянись.

 Ы – ты гласный звук пропой, улыбнись и рот открой.

Э – пошире  рот открой, улыбнись и звук пропой.

 

- А сейчас поиграем в игру «Скажем слово по слогам».

                         Хлопай тут и хлопай там,

                         Скажем слово по слогам.

 - Назовите  мне слова – в начале слова гласный  - А.

                               ( ответы детей)

- Слов придумать не могу – в начале слова гласный – У.

- Слово быстро назови, в начале слова гласный – И.

- Не в середине, не в конце, в начале слова гласный – Э.

 

           V.Упражнение на внимание.

       - Посчитайте, сколько раз в таблице встречается буква «О».

   М        Т        К         О       П       М       Н      С

   О        Л        Х         У        О       Т        Я       А

   Ы       М       О         О       Т        Ь        Х      Ш

   С         Х        Ч         З        У       О        о      Р

 

 

                    VI. Гимнастика для глаз.

Мальчики и девочки дружно отдыхают.

Мальчики и девочки глазки закрывают.

                  ( дети закрывают глаза)

Мальчики и девочки дружно отдыхают.

Мальчики и девочки глазками моргают.

( моргать глазами в быстром темпе, затем в медленном)

Мальчики и девочки дружно отдыхают.

Мальчики и девочки глазки вверх поднимают.

Мальчики и девочки дружно отдыхают.

Мальчики и девочки глазки вниз опускают.

( опускать и поднимать глаза)

 

VII. – Сейчас я покажу вам любимую игрушку всех девочек, а мальчики скажут мне, что это за игрушка?

                      Демонстрация куклы.

- Для чего нужны куклы?

- Как можно с ними играть?

 - Какими именами можно называть кукол?

- А как зовут эту куклу, вы узнаете, если правильно впишите гласные буквы.

                    М – р – Н – (Марина)

                                 Анализ слова.

- Почему это слово написано с большой буквы?

- Сколько гласных звуков в слове?

 - Вы назвать мне их готовы? (3 гласных звука)

- Слушай слово, мяч лови, первый слог нам назови.

              ( бросаю мяч первому ребёнку) (Ма )

- Слушай слово, мяч лови, слог второй нам назови.  (- ри)

- Слушай слово, мяч лови, третий слог нам назови.  (-  на)

( Один ребёнок должен это слово прошагать, шаг на каждый слог, второй  - отстучать это же слово на барабане).

- Какой слог ударный? (второй)

- Сколько звуков в слове? Сколько букв? (6 звуков,6 букв)

- Будь внимательным, мяч лови,

  По порядку гласные нам назови.

             (а, и, а)

Гласному легко живётся: голосок свободно льётся.

У согласного в пути, много кочек впереди:

Губы, зубы и язык, он к препятствиям привык.

- Назвать согласные по порядку.

              ( м ,р,,н )

(Показываю картинку с изображением страны синего цвета.)

Снежные горы, синие льды,

Льдины огромные всюду видны.

Твёрдые согласные звуки здесь живут,

Твёрдые согласные дети назовут.                      [ м],[Н] 

( Показываю картинку с изображением страны зелёного  цвета.)

Добрая, мягкая, нежная страна,

Травка зелёная всюду здесь видна.

Мягкие согласные звуки здесь живут.

Мягкие согласные дети назовут.                        [р,]

- Назовите глухие согласные?                             ( нет)

- Назовите звонкие согласные?                          [ м],[р,],[Н]

Схема слова. Дать характеристику третьего звука.

 

            VIII. Пальчиковая гимнастика.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.

                      «Весенний дождик».

Началась весенняя капель.

(Один пальчик – мизинец стучит по столу кап – кап – кап…)

Всё тает и капель усиливается.

(Два пальца, мизинец и безымянный стучат по столу)

Пошёл весенний дождик.

( 3 пальца)

Дождик усиливается -  «грибной». ( 4 пальца)

И наконец, хлынул ливень.

( Дети хлопают в ладоши. Аплодисменты.)

 

               IX. Итог занятия.

- Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Солнышко на нашей картинке нам улыбается! Все игры и упражнения, которые мы сегодня с вами использовали, помогут вам в дальнейшем правильно и красиво говорить.