Коррекционная разминка на самоподготовке
1 класс
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории Щербатых Н.М.
Цель: создание благоприятных условий для подготовки артикуляционного аппарата воспитанников с ОНР к правильному произношению звуков родного языка.
Задачи:
1) Образовательная: формирование и развитие фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры, обогащение словарного запаса детей, формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
2) Коррекционная: совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие фонематического слуха, внимания, речевого дыхания, силы и высоты голоса.
3) Воспитательная: создание благоприятных условий для воспитания потребности в положительно - эмоциональном общении воспитанников с ОНР с педагогом.
Оборудование: таблица с буквами, карточки с изображением схем артикуляции гласных звуков, кукла, мяч, барабан, схемы, две картинки с изображением двух стран: одна синего цвета, другая зелёного.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовёт мне, какое сейчас время года?
-Какой месяц?
-Назвать второй месяц весны?
-Каким месяцем заканчивается весна?
- Какое сегодня число?
- Какой день недели?
II. Дыхательная гимнастика.
Упр. « Понюхаем цветок».
(Вдох и выдох контролируется рукой.) Медленный вдох и глубокий выдох а-а – а – а – а………. – счёт до 5.
III.Артикуляционная гимнастика.
Считалка.
Раз – мы домик открываем.
(Открывать широко рот и закрывать его.5 раз)
Два – по улице гуляем.
(Открыть рот, высунуть язык изо рта, выполнять круговые движения языком вокруг рта в одну и в другую стороны. По 3 раза в каждую сторону).
Три – часы идут: тик – так.
(Рот открыть. Высунуть язык. Максимально отводить язык вправо – влево. 10 раз).
На четыре – быстрый шаг.
( Выполнять предыдущее упражнение в быстром темпе. 10 раз.)
Пять – зацокал жеребёнок.
(Рот открыть и не закрывать. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. 10 раз).
Шесть – грибочек у сосёнок.
( Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу и не отрывать его. Тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку. 5 раз.)
Семь – гармошка: дили – дили.
( Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык к нёбу, как в упражнении « грибок». Язык от нёба не отрывать. Опускать и поднимать нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку. 10 раз.)
Восемь – стенки в доме мыли.
( Выполнять круговые движения языком по внутренней стороне щёк. По 5 раз с каждой стороны.)
Девять – мыли потолок.
( Рот открыть. Поднять широкий язык к нёбу. Проводить языком вперёд - назад по нёбу. 10 раз.)
Десять – ротик на замок.
( Рот закрыть. Язык спрятать.)
IV. Работа над голосом.
Игра « Поём гласные звуки».
Гласному легко живётся:
Голосок свободно льётся.
Звуки гласные мы знаем,
Гласных – 6, запоминаем.
Нет во рту у них преграды.
Дети их пропеть все рады.
Показываю карточки со схемами артикуляции, произношу звуки и прошу детей повторить:
А – открыт рот широко, гласный звук пропеть легко.
У – мы гласный не забыли, губы в трубочку сложили.
О – овалом ротик сделай, гласный звук поём мы смело.
И – скорее улыбнись; звук, как ниточка тянись.
Ы – ты гласный звук пропой, улыбнись и рот открой.
Э – пошире рот открой, улыбнись и звук пропой.
- А сейчас поиграем в игру «Скажем слово по слогам».
Хлопай тут и хлопай там,
Скажем слово по слогам.
- Назовите мне слова – в начале слова гласный - А.
( ответы детей)
- Слов придумать не могу – в начале слова гласный – У.
- Слово быстро назови, в начале слова гласный – И.
- Не в середине, не в конце, в начале слова гласный – Э.
V.Упражнение на внимание.
- Посчитайте, сколько раз в таблице встречается буква «О».
М Т К О П М Н С О Л Х У О Т Я А Ы М О О Т Ь Х Ш С Х Ч З У О о Р
|
VI. Гимнастика для глаз.
Мальчики и девочки дружно отдыхают.
Мальчики и девочки глазки закрывают.
( дети закрывают глаза)
Мальчики и девочки дружно отдыхают.
Мальчики и девочки глазками моргают.
( моргать глазами в быстром темпе, затем в медленном)
Мальчики и девочки дружно отдыхают.
Мальчики и девочки глазки вверх поднимают.
Мальчики и девочки дружно отдыхают.
Мальчики и девочки глазки вниз опускают.
( опускать и поднимать глаза)
VII. – Сейчас я покажу вам любимую игрушку всех девочек, а мальчики скажут мне, что это за игрушка?
Демонстрация куклы.
- Для чего нужны куклы?
- Как можно с ними играть?
- Какими именами можно называть кукол?
- А как зовут эту куклу, вы узнаете, если правильно впишите гласные буквы.
М – р – Н – (Марина)
Анализ слова.
- Почему это слово написано с большой буквы?
- Сколько гласных звуков в слове?
- Вы назвать мне их готовы? (3 гласных звука)
- Слушай слово, мяч лови, первый слог нам назови.
( бросаю мяч первому ребёнку) (Ма )
- Слушай слово, мяч лови, слог второй нам назови. (- ри)
- Слушай слово, мяч лови, третий слог нам назови. (- на)
( Один ребёнок должен это слово прошагать, шаг на каждый слог, второй - отстучать это же слово на барабане).
- Какой слог ударный? (второй)
- Сколько звуков в слове? Сколько букв? (6 звуков,6 букв)
- Будь внимательным, мяч лови,
По порядку гласные нам назови.
(а, и, а)
Гласному легко живётся: голосок свободно льётся.
У согласного в пути, много кочек впереди:
Губы, зубы и язык, он к препятствиям привык.
- Назвать согласные по порядку.
( м ,р,,н )
(Показываю картинку с изображением страны синего цвета.)
Снежные горы, синие льды,
Льдины огромные всюду видны.
Твёрдые согласные звуки здесь живут,
Твёрдые согласные дети назовут. [ м],[Н]
( Показываю картинку с изображением страны зелёного цвета.)
Добрая, мягкая, нежная страна,
Травка зелёная всюду здесь видна.
Мягкие согласные звуки здесь живут.
Мягкие согласные дети назовут. [р,]
- Назовите глухие согласные? ( нет)
- Назовите звонкие согласные? [ м],[р,],[Н]
Схема слова. Дать характеристику третьего звука.
VIII. Пальчиковая гимнастика.
Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить.
«Весенний дождик».
Началась весенняя капель.
(Один пальчик – мизинец стучит по столу кап – кап – кап…)
Всё тает и капель усиливается.
(Два пальца, мизинец и безымянный стучат по столу)
Пошёл весенний дождик.
( 3 пальца)
Дождик усиливается - «грибной». ( 4 пальца)
И наконец, хлынул ливень.
( Дети хлопают в ладоши. Аплодисменты.)
IX. Итог занятия.
- Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Солнышко на нашей картинке нам улыбается! Все игры и упражнения, которые мы сегодня с вами использовали, помогут вам в дальнейшем правильно и красиво говорить.