Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Конспект урока математики в 1 классе Тема. Решение задач. Разработала и провела учитель начальных классов О. Н. Пальчикова

Тема: «Решение задач»

Цель:  учить дополнять условие задачи, ставить вопрос к условию задачи; развивать умение анализировать и решать задачи.

 

Образовательные задачи: развивать вычислительные навыки учащихся, совершенствовать представления детей о геометрических фигурах и их элементах.

 

Развивающие задачи:

а) развитие собственно психологических умений: умение слушать, адекватно воспринимать учебную информацию, запоминать увиденное;

б) развитие  учебно - интеллектуальных умений: сравнивать, устанавливать причинно - следственные связи, формулировать гипотезу;

в) развитие организационно - познавательных умений: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в команде, умение сотрудничать.

 

Воспитательные задачи : воспитывать в детях чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, ответственности за свои поступки, расширять кругозор, словарный запас, воображение.

 

Тип урока: урок закрепления знаний.

 

Методы:

- словесные (беседа, словесно - проблемный метод);

- наглядные (методы иллюстрации:  плакатов, схем);

- практические методы (решение задач, примеров);

- проблемно - поисковые (решение проблемы в виде мозговой атаки);

- метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении, эффект удивления).

 

Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

 

Система приёмов учебной работы: использование наглядности, использование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, графическая регистрация связей построением структурно - логических схем, развивающие логические задачи, использующиеся в качестве тренировочных упражнений.

 

Оборудование: плакаты,  дидактический  раздаточный материал.

 

 

 

 

I. Организационный момент

- Доброе утро, ребята

- У кого сегодня хорошее настроение?  Ну, тогда вы легко отгадаете мою загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга,

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится

Грусть-тоска ее боится.        (Улыбка)

 

- Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры. Мы здоровы. Я желаю всем хорошего настроения.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Веселым, интересным, познавательным)

- Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для всех нас.

II. Коррекционно- развивающая разминка

Сколько дней в неделе?

Назовите третий день недели?

Какой день недели был вчера?

Сколько букв  в слове книга? Сколько слогов?

Сколько ног у бабочки ?

У кошек котята, а у коров?

Что лишнее: ручка, ботинки, карандаш, линейка?

 

III.Сообщение темы и целей урока

Прочитайте на доске слова: заяц

                                                волк

                                                медведь

                                                лиса

-Что обозначают эти слова? А кто знает, в каком произведении встречаются все эти животные? Колобок.

-Итак, у нас в гостях Колобок. Вот он!

-Мы отправляемся с Колобком в сказочное путешествие в царство Математики.

- Испекла бабка   Колобок  и положила студиться. Надоело Колобку на лавке, он прыгнул на окошко, с окошка на дорожку и покатился в лес.

Хором: « Катится Колобок, а навстречу ему заяц»

-Колобок, Колобок, я тебя съем.

-Как же ты меня съешь? Я же в гостях у первоклассников, а они не разрешат тебе съесть меня. Так, ребята?

-Ну, раз так, пусть тогда выполнят моё задание.

 

IV. Устный счёт

  1. 1.    Слушайте меня внимательно! Я называю числа: 

5  8  10  3  4  7

   - Определите лишнее число .

      - Уменьшите 10  на 5. Сколько стало?

      - Какое это число? 

    2. Назовите число, следующее за числом 7.

     Сколько нужно отнять от 10, чтобы получилось 8?

     Назовите соседей числа 7

     Назовите число, которое стоит перед 3.

     Первое слагаемое 4, второе - 3. Найдите сумму.

     Назовите число, которое стоит между числами  3 и 5 ?

     К нелюбимой оценке ученика прибавьте количество цветов радуги. (2+7=9)

     К количеству дней недели  прибавьте число голов у Змея Горыныча.                          (7+3=10)

    Из количества пальцев на двух руках вычесть порядковый номер субботы.

( 10-6=4)

 

  1. Сосчитать, сколько треугольников в геометрической фигуре.

Выбрать правильный ответ.

                                                            I- 3

                                                            II- 4

 

                                                            III- 5

 

 

V. Минутка чистописания

-  Начинаем! Сегодня мы цифру будем писать, постарайтесь ее угадать!

-  Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки»?

 

 

 

 

 


10

 

 

4

 

 

?

 

 

 

5

 

 

1

 

 

?

 

 

 

(Дети угадывают число 6)

(Поворачиваю таблицу с цифрой 6)

- Откройте тетради, запишите число, пропишите цифру 6.

Подчеркните цветным карандашом красиво и правильно написанные цифры.

VI. Актуализация знаний

Покатился Колобок дальше, а навстречу ему волк.

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем»

Колобок: «Нет, ребята не разрешат»

-Ну, раз так, пусть тогда и моё задание выполнят.

   На доске выражения:

7-2       2+2+2

6+3      5-2-2

7+3      1+2+2

а) Не решая,  назовите пример, в котором будет наибольшая сумма? Наименьшая?

г) Работа по учебнику

  Сегодня мы работаем по теме «Задача»

-Что такое задача? Какие мысли приходят вам в голову? (текст, числа, вопрос)

-Как вы думаете,  на какой из этих карточек записана задача?

1) Мама принесла 6 конфет. 4 конфеты она отдала детям.

2) На тарелке лежало 6 пирожков. 2 пирожка съели. Сколько пирожков осталось?

3) В пачке было 10 вафель. За завтраком дети несколько штук

съели. Сколько вафель осталось?

 ( стр. 116)  № 1

- Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь поставьте  вопрос?

-Как мы будем объяснять решение?

- Откройте тетради и выполните схематический рисунок к задаче, обозначив игрушки жёлтыми и зелёными квадратами.

- Каким действием будем решать задачу?

 Физкультминутка

VI. Работа по теме урока .

1. Работа по учебнику

Катится Колобок, а навстречу ему медведь.

-Если не выполнишь моё задание, то съем тебя.

-Составьте по рисунку  задачу, которая решается сложением, и решите её.

- Запишите решение задачи.

№2 стр. 116

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? ( Составить задачу)

- Сколько слив на первой ветке?

- Сколько слив на второй ветке?

- На  сколько стало меньше?

- Поставьте вопрос. Сколько слив стало на ветке?

 - В тетради составьте краткую запись и решите задачу.

2. Закрепление изученного материала

 Покатился Колобок дальше и видит надпись, а он читать не умеет. Что делать? Надо ему помочь!

Т      х     а        р     л      я

У      о    м       а      о     л

Д     д     х        я      д     и

А     и      и       г       н     с

Н     т      т        о      а      а

 е          

Колобок: «Никуда я больше не пойду . Можно я у вас останусь навсегда?»

- Ребята, а что-то тут лиса бросила? Да это задание №3

- Прочитайте задачу.

- Назовите условие задачи.

- Прочитайте вопрос задачи.

( На доске две схемы)

- Какая из схем подходит к задаче и почему?

- Каким действием решается задача?

- Запишите решение задачи в тетради.

Прочитайте решение и ответ задачи.

VII. Итог урока.

Колобок для вас приготовил сюрприз. Готовы  к нему?

Вам надо решить пример на шаре и потом повернуть его буквой вперёд.

8-2                                  5-2                         6-5                      4-4

                  7+2                         9-6                         9-5                              6-3

 

Открывается слово: МОЛОДЦЫ!

-Чему мы сегодня учились?

- Поднимите руки те, кто может сказать, что научился дополнять и решать задачи?

- Поднимите руки те, кому это пока трудно делать.

Спасибо за урок.