Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Конспект логопедического занятия

Логопедическая тема: «Дифференциация слов-предметов, признаков, действий».


Лексическая тема: «Путешествие по весеннему лесу».


Грамматическая тема: «Согласование слов с опорой на вопрос».

Цель: «Совершенствовать умение дифференцировать слова-предметы, признаки, действия».

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие временных и пространственных представлений;

          развитие навыка согласования слов при помощи вопросов;

          развитие мелкой моторики;

  • обогащение лексического запаса;
  • развитие навыка построения предложения.

Воспитательные:

  • воспитание усидчивости;
  • воспитание умения работать в паре
  • воспитание у учащихся нравственных принципов.

 

Оборудование:

- демонстрационный материал;

- раздаточный материал

- цветные карандаши;

- волшебный сундучок;


План и ход занятия.

Деятельность логопеда

Деятельность детей

  1. 1.     Организационный момент.

II. Дыхательные упражнения

III.Арт.гимнастика

    Заборчик

    Заборчик-дудочка

    Окошко

    Белим потолок

    Лошадки

IV. Работа по теме

Ребята, недавно я повстречала Бабу Ягу. Она так изменилась, стала добрая, ласковая и даже решила издавать газету для лесных обитателей. Только как подбирать слова и составлять предложения она не знает. Вот и решила она обратиться к вам за помощью.

- Поможем Бабе Яге?

 Нам необходимо обойти лесных жителей, собрать разные слова и составить предложения.

«Хитрые вопросы». Чтобы ответить на них нужно подумать

- Чего больше - весенних или зимних месяцев?

- Чего больше – весенних месяцев или весенних дней?

- Чего больше – времён года или весенних месяцев?


Итак, мы сегодня пойдём на прогулку в лес. А время года в лесу какое? Весна

А чтобы не заблудиться в сказочном лесу, Баба Яга дала нам волшебные клубочки. Куда они покатятся, туда мы и пойдём.

   Во время путешествия необходимо соблюдать условия.


1). Работают все, друг на друга не надеемся.

2). Для ответа поднимаем руку, нельзя вскакивать и выкрикивать.

3). Правильность ответа нужно уметь доказать.

- И так, отправляемся в путь.

2. Основная часть.

  • Задание от волка.


 У вас  карточки с контурным изображением одушевлённых и неодушевлённых предметов.

- Ответьте, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие предметы?

- Как называются слова, отвечающие на вопрос Кто?

- Как называются слова, отвечающие на вопрос Что?

 Разделите слова на две группы

- Давайте проверим. Каждый  должен назвать предмет и поставить к нему вопрос.

Например: Кто? Ласточка. Что? Зонтик.


Игра «Подбери словечко»

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Бегут звонкие…(ручьи).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).


- Есть ещё одно задание у волка. Ребята, а про что можно сказать –- весенняя? (погода, пора, куртка, капель)

-весеннее? (небо, настроение, солнце)

весенний? (день, цветок, месяц, дождь, гром)


А какой цветок вы видите на картинке? (ландыш)

Выполняется звуковой анализ этого слова



  • Загадка лисёнка.


- На какие вопросы отвечают слова-признаки?

У каждого  карточки с изображением предметов и со словами-признаками.

-Подберите к предметам подходящие слова-признаки и составьте их в пары.

Проверяем.  Например: Карандаш (какой?) жёлтый.




Поиграем в игру «Скажи наоборот».

Зимой снег белый, а весной… (серый).

Зимой дни короткие, а весной… ( длинные).

Зимой небо серое, а весной … (голубое).

Зимой ветер холодный, а весной… (тёплый).

Зимой солнце низкое, а весной… (высокое)


Выполним упражнение «Измени по образцу»

пример: весна – весенний

весна – весенний                    март – мартовский

цветы – цветочный               дождь – дождливый

тепло – тёплый                      трава – травяной

ветер – ветреный                  весело – весёлый


  • Задание от зайчонка.

Зайчонок отдаст слово, если вы сможете показать и назвать слова-действия.

 - На какие вопросы отвечают слова-действия?

Каждый  получает карточки со словами-действиями:

I – умывается, подметает, фотографирует, одевается;

II – причёсывается, читает, плавает, стирает.

 Вслух произносить написанные слова нельзя. Ваша задача показать написанные действия, а мы должны отгадать его и назвать соответствующее слово-действие.

Например: (Что делает?) умывается.


Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке…(тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)


  • Мишкина загадка.

Клубочек прикатился к мишке.

А вот Мишка даёт очень сложное задание, он хочет чтобы вы отгадали, что это за слово: предмет – прыгаем, признак предмета – ходим, действие предмета - поём


  • Мост ёжика.

Ёжик отдаст слово, если мы поможем ему мост починить. Среди всех досок надо найти лишние.

Каждый получает набор карточек-дощечек, на которых написаны слова:

I – летит, поёт, песня, слышит;

II – дождь, мокрый, туча, лужа.

- Внимательно прочитайте слова, написанные на дощечках, и найдите лишнее. Важно не просто найти слово, но и доказать, объяснить, почему оно лишнее.

Например: Слово песня лишнее, потому что оно обозначает предмет, а остальные слова – действие.

- Молодцы, помогли ёжику мост починить. Теперь мы можем идти дальше. По щелчку клубок катится через мост и останавливается перед сундуком.

  • Волшебный сундук.

- Ребята, мы с вами обошли весь лес и собрали все слова. Осталось помочь  Бабе Яге составить предложение.

- Прочитайте своё предложение.

















- Поможем.










































- Кто? Что?

- Одушевлённые.

- Неодушевлённые.























- Какой? Какая? Какое? Какие?




























Что делает? Что сделает?..













-