Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка»

 

1. Общие положения

 

1.1. Дополнительное образование детей (ДОД) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  (тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка» (далее школа-интернат) создается в целях формирования единого образовательного пространства школы-интерната для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. ДОД является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

1.2.    ДОД предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6,5 лет до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.

1.3.    ДОД организуется на принципах свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

1.4.     Структура ДОД определяется целями и задачами школы-интерната, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает следующие компоненты: кружки, клубы, секции, объединения, профильные лаборатории, студии.

1.5.    Штатное расписание ДОД формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью. Деятельность сотрудников ДОД определяется соответствующими должностными инструкциями.

1.6.    Объединения ДОД располагаются в зданиях школы-интерната.

1.7.    Содержание образования ДОД определяется образовательными программами - примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.

2.      Задачи дополнительного образования детей:

2.1.   ДОД в школе-интернате направлено на решение следующих задач:

  • создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья,
  • лично-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся,
  • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе,
  • формирование общей культуры школьников,
  • воспитание у детей гражданственности, уважения к правам к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

3. Содержание образовательного процесса

в объединениях дополнительного образования детей.

3.1.             В школе-интернате реализуются программы дополнительного образования детей:

  • ·различного уровня (начального общего образования детей, основного общего)
  • ·различных направленностей (художественной, физкультурно-спортивной, естественнонаучной, социально-педагогической и т.д.)

3.2.   Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам.

3.3.   Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяется педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы.

3.4.   Педагогические работники ДОД могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы, либо использовать программы других учреждений дополнительного образования.

4. Организация образовательного процесса.

4.1.   Работа ДОД осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ, учебно-тематических планов, утвержденных директором школы.

4.2.   Учебный год в ДОД начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.

4.3.   Расписание занятий в объединениях ДОД составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.

4.4.   Расписание утверждается директором школы.

4.5.   Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации ДОД и оформляется документально.

4.6.   В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.

4.7.     Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в школе.

4.8.     Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам.

4.9.     Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

4.10.   В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности:

  • аудиторные занятия,
  • лекции,
  •  семинары,
  •  практикумы,
  • экскурсии,
  • концерты,
  • выставки,
  • экспедиции и др.

4.11.  Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3-5- человек) или индивидуально.

5.  Структура и требования к оформлению и содержанию структурных элементов программы дополнительного образования.

 

Цели и задачи  программ должны обеспечивать обучение, воспитание,  развитие детей.

Рабочая  программа ДОД  должна включать следующие структурные элементы:

1.      Титульный лист.

2.      Пояснительную записку.

3.      Учебно-тематический план.

4.      Содержание изучаемого курса.

5.      Методическое обеспечение образовательной программы.

6.      Список литературы.

 

1.      Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- сведения: где, когда и кем утверждена  рабочая  программа;

- название рабочей  программы;

- возраст детей, на которых рассчитана  программа;

- срок реализации   программы;

- Ф. И. О., должность автора (авторов)  рабочей  программы;

- год  разработки  программы.

 

2.      Пояснительная записка раскрывает:

- направленность программы дополнительного образования;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи  программы;

- возраст детей, участвующих в реализации данной   программы;

- сроки реализации   программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки;

      формы подведения итогов реализации   программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

 

3.      Учебно-тематический план  рабочей программы включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

 

 

п/п

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

1

 

 

 

 

1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего часов

 

 

 

 

4. Содержание  программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

 

5. Методическое обеспечение  программы включает в себя описание:

 

•        форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход,  экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);

•        приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса,

•        дидактического - материала,

•        технического оснащения занятий;

•        форм подведения итогов по каждой теме или разделу

 

6.      Список литературы.

 

Список литературы включает источники по:

- общей педагогике;

- методике данного вида деятельности и воспитания;

- дидактике;

- общей и возрастной психологии;

-теории и истории выбранного вида деятельности;

- опубликованные учебные пособия;

-перечень видео- и аудиозаписей и др.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка»

 

1. Общие положения

 

1.1. Дополнительное образование детей (ДОД) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  (тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка» (далее школа-интернат) создается в целях формирования единого образовательного пространства школы-интерната для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. ДОД является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

1.2.    ДОД предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6,5 лет до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.

1.3.    ДОД организуется на принципах свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

1.4.     Структура ДОД определяется целями и задачами школы-интерната, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает следующие компоненты: кружки, клубы, секции, объединения, профильные лаборатории, студии.

1.5.    Штатное расписание ДОД формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью. Деятельность сотрудников ДОД определяется соответствующими должностными инструкциями.

1.6.    Объединения ДОД располагаются в зданиях школы-интерната.

1.7.    Содержание образования ДОД определяется образовательными программами - примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе учреждения экспериментальной площадки.

2.      Задачи дополнительного образования детей:

2.1.   ДОД в школе-интернате направлено на решение следующих задач:

  • создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья,
  • лично-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся,
  • обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе,
  • формирование общей культуры школьников,
  • воспитание у детей гражданственности, уважения к правам к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

3. Содержание образовательного процесса

в объединениях дополнительного образования детей.

3.1.             В школе-интернате реализуются программы дополнительного образования детей:

  • ·различного уровня (начального общего образования детей, основного общего)
  • ·различных направленностей (художественной, физкультурно-спортивной, естественнонаучной, социально-педагогической и т.д.)

3.2.   Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам.

3.3.   Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяется педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы.

3.4.   Педагогические работники ДОД могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы, либо использовать программы других учреждений дополнительного образования.

4. Организация образовательного процесса.

4.1.   Работа ДОД осуществляется на основе годовых и других видов планов, образовательных программ, учебно-тематических планов, утвержденных директором школы.

4.2.   Учебный год в ДОД начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.

4.3.   Расписание занятий в объединениях ДОД составляется в начале учебного года администрацией по представлению педагогических работников с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.

4.4.   Расписание утверждается директором школы.

4.5.   Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации ДОД и оформляется документально.

4.6.   В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию.

4.7.     Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в школе.

4.8.     Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам.

4.9.     Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

4.10.   В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности:

  • аудиторные занятия,
  • лекции,
  •  семинары,
  •  практикумы,
  • экскурсии,
  • концерты,
  • выставки,
  • экспедиции и др.

4.11.  Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и по звеньям (3-5- человек) или индивидуально.

5.  Структура и требования к оформлению и содержанию структурных элементов программы дополнительного образования.

 

Цели и задачи  программ должны обеспечивать обучение, воспитание,  развитие детей.

Рабочая  программа ДОД  должна включать следующие структурные элементы:

1.      Титульный лист.

2.      Пояснительную записку.

3.      Учебно-тематический план.

4.      Содержание изучаемого курса.

5.      Методическое обеспечение образовательной программы.

6.      Список литературы.

 

1.      Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- сведения: где, когда и кем утверждена  рабочая  программа;

- название рабочей  программы;

- возраст детей, на которых рассчитана  программа;

- срок реализации   программы;

- Ф. И. О., должность автора (авторов)  рабочей  программы;

- год  разработки  программы.

 

2.      Пояснительная записка раскрывает:

- направленность программы дополнительного образования;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи  программы;

- возраст детей, участвующих в реализации данной   программы;

- сроки реализации   программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки;

      формы подведения итогов реализации   программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

 

3.      Учебно-тематический план  рабочей программы включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

 

 

п/п

Разделы программы

и темы учебных занятий

Всего

часов

В том числе

Теория

Практика

1

 

 

 

 

1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего часов

 

 

 

 

4. Содержание  программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).

 

5. Методическое обеспечение  программы включает в себя описание:

 

•        форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход,  экскурсия, конкурс, конференция и т. д.);

•        приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса,

•        дидактического - материала,

•        технического оснащения занятий;

•        форм подведения итогов по каждой теме или разделу

 

6.      Список литературы.

 

Список литературы включает источники по:

- общей педагогике;

- методике данного вида деятельности и воспитания;

- дидактике;

- общей и возрастной психологии;

-теории и истории выбранного вида деятельности;

- опубликованные учебные пособия;

-перечень видео- и аудиозаписей и др.