Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации.

Социализация (от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат.

Изучением толерантности занимаются многие исследователи такие, как Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова, Федоренко Л.Г. и многие другие.

В переводе с латинского толерантность (tolerantia) означает терпение. Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то найдем три слова, близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпение определяется с одной стороны, как способность терпеть, с другой – как настойчивость, упорство и выдержка. Терпеть – 1) безропотно и стойко переносить что-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное, тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значении терпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению. Именно терпение считается одним из значимых качеств педагога. В педагогической работе, как ни в какой другой необходимо много терпения.

Первое значение толерантности связанно с терпением, терпимостью, но это лишь одна грань трактовки этого многозначного понятия.

Второе значение включает аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо. Под адаптацией подразумевается отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Адаптация – постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Адаптация обеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированности волевых, интеллектуальных и моральных качеств саморегуляции. Можно заключить, что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека.

Толерантность понятие широкое, она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивному взаимодействию представителей разных социальных групп. Наиболее точна, на наш взгляд, в современной отечественной педагогике трактовка феномена толерантности, данная Б.В. Вульфовым. Она определяется им как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни».

Анализируя различные источники, можно сказать, что существует несколько видов толерантности: этническая, коммуникативная, политическая и др.

Этническая толерантность понимается как отсутствие негативного отношения и наличие позитивного образа иной этнической культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной

Политическая толерантность – непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами.

Коммуникативная толерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [1, с. 39].

Анализируя работы Безюлевой Г.В., можно сказать, что коммуникативная толерантность как черта человека собирательна: в ней находят отражение факторы воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошо совместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологически комфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания, что является наиболее значимым в педагогической деятельности и способствует формированию толерантных отношений.

Понимание толерантности может быть достигнуто через уяснения проявлений ее противоположности – интолерантости. Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремиться подавлять все, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатов достаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей. Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека.

Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Ведь все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. При этом под процессом воспитания толерантности педагогом подразумевается целенаправленная организация позитивного (преодоление негативного) опыта толерантности, то есть создания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.

Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Толерантность необходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.

Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.

В интересах международного согласия важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократии невозможны без мира.

Деление на толерантную и интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека.

Проявления терпимости включает в себя такие качества личности, как:

равноправие;

взаимоуважение;

доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;

равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

возможность следовать своим традициям;

свобода вероисповедания;

сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами.

Проявления нетерпимости включают:

оскорбления, насмешки;

игнорирование;

негативные стереотипы, предубеждения ( составление мнения о человеке на основе отрицательных характеристик);

этноцентризм (оценка жизненных явлений через ценности и традиции своей группы как лучшей, эталонной по сравнению с другими);

поиск врага (перенос вины за свои проблемы на других);

преследование, запугивание, угрозы;

дискриминация, расизм;

национализм;

эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);

изгнание, репрессии, фашизм, геноцид .

Таким образом, толерантность проявляет себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношения к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

 

 

Национальный состав учащихся современных школ достаточно разнообразен. Казахи, армяне, татары, евреи, немцы, азербайджанцы и т.д. все они учатся в одном классе. У всех у них разная религия, обычаи, стиль в одежде в связи с традициями, что порой вызывает насмешку. В связи с возрастными особенностями дети младшего школьного возраста проявляют нетерпимость по отношению к таким детям, так у них заложены лишь такие понятия, как «хороший» или «плохой», среднего показателя в данном возрасте не существует. Поэтому задача социального педагога на ранней стадии показать детям разнообразие мира, чтобы они стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

Важность проблемы очевидна, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.

Е.С. Рапацевич дает следующую характеристику младшего школьного возраста. Младший школьный возраст 6(7)-10-летних детей, обучающихся в I-III классах современной отечественной начальной школы .

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы в целом. Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развитии психики детей на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением и т.д.  Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большое значения для ребенка начинают приобретать сверстники. Учитель выступает для младшего школьника образцом действий, суждений и оценок. Наряду с учебной деятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры, особенно игры с правилами. По мнению Е.С. Рапацевича участие в играх с правилами способствуют формированию у детей произвольности поведения и положительно влияют на физическое и нравственное развитие .

В теории социализации на одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическое существо, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты к условиям существования в обществе, на другом – ученые, которые видят в личности пассивный продукт социальных влияний.

Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Он внушаем, он стремится подражать, на него влияют авторитетные и популярные личности. При этом доминирующее влияние на него оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает существенное влияние на особенности и развития его общения со сверстниками.

С точки зрения психологии , изучая поведение человека, анализируя его поступки, можно выяснить их мотивы, которые позволяют судить о том, насколько закономерен или случаен для человека данный поступок, прогнозировать возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности. На психологическом уровне толерантность представляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения к человеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, а приобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.

Установка – готовность, предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним.

Повторение установочных ситуаций через контакты в семье, социальной группе, школе создает условия для постепенного складывания фиксированных установок, которые неприметно для человека и определяют его жизненную позицию в целом ряде случаев, и служат ориентиром в ситуациях взаимодействия.

В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью, окончательную форму они приобретают к концу юношеского возраста, а «выкристаллизовываются» к 25-30 годам, после чего меняются с большим трудом. Поговорка «старого учить – что мертвого лечить» имеет определенный психологический смысл.

Установки, которых мы придерживаемся по отношению к различным фактам общественной жизни, событиям, людям, определяют наши положительные и отрицательные эмоции, наши реакции и поведение. Они могут носить позитивный характер или негативный характер предубеждения и предвзятости.

Человек постоянно находится в ситуациях непрекращающегося общения и подвергается влиянию педагогов, друзей, семьи, коллег по работе, средств массовой информации, пытающихся осознанно или бессознательно сформировать или изменить его установки, а он в свою очередь оказывает влияние на других или изменяет собственное восприятие фактов с тем, чтобы сохранить соответствие между ними и своим поведением. Человек стремится сохранить гармоничное равновесие в самом себе и в отношениях с другими людьми, избегая таких фактов, которые привели бы к нарушению и конфликтам между поведением и внутренними мотивами. Можно предположить, что установки определяют степень человеческой толерантности, подразумевающей осознание своих интересов и интересов оппонента, понимание необходимости выработки и реализации процедур согласия, причем речь не идет об отказе от собственных взглядов и убеждений. Толерантность является одновременно и целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации .

По мнению психологов Е. Смирновой и В. Холмогорова, главным методом социально-эмоционального воспитания детей является усвоение моральных норм и правил поведения. Считается, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать поступки, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что тем самым ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако практика показывает: все не так просто. Да, большинство детей уже в три-четыре года отличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают: с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определенных правил поведения.

Таким образом, основа гуманного отношения к людям, способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому считается, что у детей нужно сформировать не только представление о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.