Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители,  сверстники, учителя, представители,. церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние. Семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка.
По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японсокй культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».

Воспитание детей связано с серьезнейшей ответственностью, к которой большинство родителей оказываются не готовы. Эмоциональные проблемы и жизненный стресс некоторых взрослых мешает им быть хорошими родителями, и как результат, часть из них подвергают своих детей жестокому обращению, сексуальному насилию или пренебрегают родительскими обязанностями.

Случаи жестокого обращения с детьми типичны для малообеспеченных семей, однако имеют место во всех социальных, расовых и этнических группах.
Жестокое обращение, как и другие формы дисциплинарного воздействия, является функцией от таких взаимовлияющих факторов, как личностные и когнитивные характеристики родителей, система отношений и поведение ребенка, а также социальный контекст.

Многие жестоко обращающиеся со своими детьми родители сами в детстве стали жертвой жестокого и равнодушного отношения, и эта модель, по- видимому, закрепилась и воспроизводится, особенно в ситуации стресса и отсутствия социальной поддержки. В то же время важно помнить, что детский опыт жестокого обращения родителей не делает неизбежным жестокое обращение с собственными детьми, и многим родителям удается разорвать порочный круг насилия. Только у 10 % жестоких родителей диагностируются серьезные психические расстройства, у большинства же проявляются личностные и поведенческие особенности, связанные с неэффективным выполнением родительской роли и неспособностью адекватно справляться со стрессом.

Дети, ставшие жертвой жестокого обращения, непроизвольно подкрепляют жестокость своих родителей, поскольку доставляют много хлопот и вносят напряжение в семейные отношения. Возбудимые, невосприимчивые, капризные младенцы – а также физически непривлекательные, гиперактивные, непослушные дети – становятся жертвой жестокого обращения чаще, чем отзывчивые, привлекательные, спокойные, непритязательные и послушные дети. Кроме того, жертвой жестокого обращения чаще становятся физически слабые маленькие дети, вероятно, в связи с тем, что с ними больше хлопот.

Социально и экономическая напряженность повышает вероятность жестокого отношения к ребенку. С повышением в обществе уровня безработицы в следующие несколько месяцев повышается частота случаев жестокого обращения с детьми.

Последствия жестокого обращения могут проявиться уже в раннем возрасте. Взаимодействуя со своими матерями, дети, подвергавшиеся жестокому обращению, гораздо чаще демонстрируют избегающие, амбивалентное поведение и непослушание. Они им не доверяют, угрожают и иногда направляют на них враждебные действия. Очевидно, что многие дети, подвергшиеся жестокому обращению, перестают доверять взрослым и начинают агрессивно реагировать на других людей; эта модель поведения закрепляется и воспроизводится при воспитании собственных детей. Тем не менее многие дети, ставшие жертвой жестокого обращения, становятся в последствии адаптивными,  и благожелательными родителями.

Жестокое обращение часто ограничивают от пренебрежения родительскими обязанностями, когда детей просто плохо кормят и одевают, оставляют без присмотра, не прибегая при этом к физическому насилию. Но не редко бывает трудно провести черту между жестоким и равнодушным отношением, поскольку они обычно сопутствуют друг другу. Корреляты жестокого и равнодушного отношения очень близки.

В любом классе или любой социальной группе одни дети популярны среди сверстников, другие – нет. Оценить социальный статус детей, особенно дошкольников, можно с помощью наблюдения. Однако чаще исследователь использует то, что называется социометрическими методами. Еще один метод заключается в том, что детей просят распределить роли среди одноклассников: кто лучше всего подойдет на каждую из ролей. По результатам таких
«назначений» детей разделяют на популярных (получающих много позитивных и мало негативных оценок); отвергаемых (противоположно); неоднозначных
(получивших много как позитивных так и негативных оценок); принебрегаемых, или игнорируемых ( получающих мало позитивных и негативных оценок). Кроме того некоторые дети не подходят не под одну из четырех крайних категорий.

В исследованиях Ньюкомба, Буковкого и Пати был сделан обзор исследований по этой теме. Популярные дети, как можно было ожидать , обладают разнообразными когнитивными и социальными навыками. У них высоко развиты ролевые навыки, они дружелюбны, общительны и отзывчивы.

Отвергаемые дети чаще дразнят других и сами чаще становятся объектом насмешек, они более агрессивны и несговорчивы; их поступки характеризуются незрелостью, антисоциальностью, диструктивностью, неадекватностью . В общем, у них высокий уровень агрессивности и избегания, а уровень общительности  низок.

Выделяют группы агрессивных и  неагрессивных отвергаемых мальчиков. У неагрессивных отвергаемых мальчиков высокий уровень социальной неловкости и несознательности. Для отвергаемых агрессивных мальчиков характерны серьезные поведенческие нарушения и низкий уровень адаптивности. Неагрессивные отвергаемые мальчики нередко занимали подчиненное положение, становились жертвой хронических издевательств.

У игнорируемых детей низкий уровень и агрессивности и общительности.
Социальная замкнутость носит разнообразны характер. Быть несоциальным в некоторой ситуации может означать быть застенчивым, заниматься спокойной конструктивной деятельностью в одиночестве или активно играть с сами собой.
Эти три вида поведения ярко проявляются у дошкольников.

Неоднозначные дети – интересная но мало изученная группа. Эти дети с выраженными негативными качествами, такими как агрессивность, но в тоже время с высоким уровнем развития когнитивных и социальных навыков.
Сочетание привлекательных и непривлекательных качеств обуславливает то , что остальным они могут как нравится , так и нет. Стиль взаимодействия со сверстниками усваивается и формируется под влиянием взаимоотношений в семье ребенка. Матери детей этой группы более негативны, осуществляют больший контроль, чем матери детей высших статусов, они склонны взаимодействовать в позитивном ключе, учитывая чувства своего ребенка.

Замкнутых и отвергнутых детей можно обучить тем навыкам, которые необходимы для установления приемлемых социальных отношений. Некоторые исследователи полагают, что затруднения с которыми сталкиваются некоторые дошкольники в социальных отношениях, обусловлены, по крайней мере частично, непонимание других людей недостатком навыков разрешения проблемных ситуаций. Были разработаны программы интенсивного обучения детей дошкольного возраста трем типам навыков:

Первый тип – навыки поиска альтернатив, придумывания как можно большего количества навыков разрешения проблемы.

Вторым типом навыков было предвосхищение последствий.

Третий тип навыков – понимание причинно-следственных связей.

Дети, первоначально имевшие низкий уровень адаптации, после обучения были более адаптивны, чем те кто не прохдил обучение. Это показывает, что развитие специфических когнитивных навыков помогает ребенку улучшить свои социальные отношения.

За пределами семейного круга наиболее значимыми для ребенка социальными отношениями являются отношения с друзьями. Между принятием группой сверстников и поддерживанием отношений с одним из сверстников существует огромная разница. Салливан высказал мнение, что истинная дружба появляется в предподрастковом возрасте, когда межличностные потребности, удовлетворявшиеся ранее в контексте группы сверстников, перерастают в потребность в близости и самораскрытия. Отсутствие друга может затормозить развитие способности устанавливать истинно близкие отношения во взрослой жизни.

Некоторые психологи считают, что развитие представлений о дружбе поэтапно и происходит параллельно развитию ролевых навыков. В период от 5- летнего до подросткового возраста представления детей о дружбе в своем развитии проходят три этапа. На первом, типичном для 5-7-летних детей, друзья – это товарищи по играм. В 8-11-летнем возрасте дети рассматривают друзей как тех, с кем они сотрудничают, обмениваются услугами, делятся,
Важнейшими слагаемыми дружбы являются также и взаимное доверие, общие интересы, отзывчивость к просьбам друг друга, обладание такими желательными чертами характера, как доброта и внимательность. Начиная примерно с 12- летнего возраста, ребенок рассматривает дружбу как длительные отношения, основанные на взаимопонимании, когда люди делятся друг с другом мыслями, чувствами и другими секретами. Друзья помогают друг другу в преодолении психологических проблем, таких как одиночество и страх, стараются не обижать друг друга.

Установление дружеских отношений.

Социальный процесс, связанный с установлением дружеских отношений, были проанализированы. Анализировать шесть социальных факторов, задействованных в установлении социальных отношений: 1) связанность и ясность; 2) обмен информацией; 3) нахождение общих интересов;
4) разрешение конфликтов; 5) позитивная взаимность; 6) самораскрытие.

При первой встрече детям нужно начать диалог с простого взаимодействия
– обмена информацией, поиска общего занятия и сглаживания возможных противоречий. С развитием отношений появляется необходимость в более ясной коммуникации и обмене информацией, в изучении сходств и различий, а также в самораскрытии. Школьники склонны выбирать друзей одного с ними возроста, пола и рассы. В период среднего детства у друзей появляются общие интересы, общая система отношений и социальная направленность ( т.е. тенденция искать или избегать участия в социальной деятельности), а также общие ценности, однако, как правило, они отличаются по уровню интеллекта и личностным качествам.

С возрастом дружба детей становится более стабильной и крепкой. Для крепкой дружбы характерно интенсивное общение и высокий уровень взаимной симпатии, тогда как нестабильным дружеским отношениям свойственно недостаточная близость. По частоте возникающих конфликтов друзья и простые знакомые практически не отличаются. Дружеские отношения не всегда гармоничны.

Друзья развивают когнитивную и эмоциональную сферы ребенка и иными способами. Азмития и Монтгомери указывают на то, что друзья чаще, чем простые приятели, искренне делятся собственными мыслями, проверяют их и совместно ищут решение. Это способствует формированию идентичности и познанию мира. С другой стороны Бернд напоминает нам, что дружба связана с поддразниванием, соперничеством и разногласием. Эти травмирующие моменты некоторых дружеских отношений могут негативно отразиться на развитие ребенка.

Движущей силой развитием отношений между детьми является игра, которая появляется у 2-летних детей. В период между 2-5 годами жизни взаимодействия между детьми становится более частым, более продолжительным, более социальным наиболее сложным. В игровой репертуар ребенка входят элементы групповой ролевой игры.

Возрастные изменения в социальном взаимодействии и игре в определенной степени является функцией от совершенствующихся ролевых навыков. Ролевые навыки в своем развитии проходят ряд качественно отличающихся этапов; они связаны с общим интеллектом и нравственным поведением.

В процессе приобретения социального опыта и развития когнитивных навыков ребенка формируется более абстрактные, более сложные и более психологичные представления о других людях.

Социальный статус ребенка определяется множеством факторов. К когнитивным характеристикам, связанным с популярностью, относятся : высокий уровень развития ролевых навыков, а текже дружелюбие, общительность и сочувственное отношение к другим людям. У детей с высоким социальным статусом выше социальная компетентность, они владеют эффективными способами взаимодействия. Умеренно высокая самооценка с большой вероятностью приводит к принятию со стороны сверстников, чем слишком высокая или слишком низкая самооценка.

С возрастом изменяется представление детей о дружбе. Если дошкольников не очень интересуют длительность отношений, то старшие дети рассматривают дружбу как отношения, выходящие за рамки однократного непродолжительного взаимодействия. Представление детей о дружбе в своем развитии проходит ряд этапов. На первом этапе друзья – это товарищи по игре, которых ребенок видит чаще остальных; на втором – друзья – это люди, с которыми ребенок сотрудничает и делится; на третьем – дружба рассматривается с точки зрения взаимопонимания.