Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Урок литературы по теме: Театр – великая сила. Особенности драматургии Н.В. Гоголя.

Открытый урок литературы. 8 класс.

Урок литературы по теме: Театр – великая сила. Особенности драматургии Н.В. Гоголя.

Цели урока:

Дать основные теоретические понятия; познакомить учащихся с истоками любви  Н. В. Гоголя к театру; проследить,  в чем заключается новаторство писателя в драматургии;  привить интерес к произведениям писателя, познакомить с правилами поведения в театре, с отзывами  на премьеру комедии; погрузить в атмосферу театра.

Задачи:

Образовательные:

- повторить биографические сведения о жизни и творчестве писателя, вспомнить произведения Н. В. Гоголя, изученные в 5-7 классах, познакомитьс историей создания комедии «Ревизор», идейным замыслом и особенностями композиции

- выявить особенности литературного произведения, предназначенного для театра.

Развивающие:

- развивать умение самостоятельно искать нужный материал, отбирать, систематизировать и готовить презентации;

-умение работать в группе;

-развивать восприятие учащимися литературного произведения.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к драматическому искусству,  правила хорошего тона.

- привить интерес к творчеству писателя

-формировать положительные нравственные ориентации

Оформление.

Портрет писателя, презентации, книги Н.В. Гоголя

 

ХОД УРОКА:

 

  1. 1.    Вступительное слово учителя

 

Слайд№1

 

Н.В. Гоголь родился 20 марта (1 апреля н.с.) 1809г. в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, крае легенд, поверий, исторических преданий.

 

Более подробно о жизни и творчестве писателя мы узнаем из презентации, подготовленной нашими мальчиками

Презентация


Мы с вами уже знакомы с ранним творчеством Н.В.Гоголя. Вспомните произведения писателя. (Учащиеся называют). 
В 8-м классе нам предстоит узнать о Гоголе-драматурге, подробнее познакомиться с драматическими произведениями. 

Слайд№2

Гоголь на всю жизнь сохранил почти физическое осязание особого запаха кулис и память о нервической суете перед первым выходом на сцену. Он прочувствовал и оценил значение партнёрства на сцене, вкусил радость от общения со зрителями и испытал сладостно-томящее состояние от их аплодисментов, равно как глухую боль и разочарование, когда публика что-то не принимала. Ещё не берясь за перо, он знал цену краткой и точной реплике и характерному монологу, где каждое слово сочно и выверено – тогда в нём можно всякий раз находить всё новые и новые сценические оттенки и решения. Он оценил язык сцены – прямой, безо всяких посредников разговор с публикой. Он знал: здесь ничего не объяснишь, если не донесёшь до зрителя себя, свою любовь к роли, своё понимание характера. Гоголь рано понял: в театре нет мелочей. Всякое пренебрежение мелочью, деталью способно привести к провалу. Именно это знание театра, законов драматургии привело многие его произведения не только к читателю, но и к зрителю. 
Театр – это такая кафедра, с которой можно многое сказать миру, – утверждал писатель.

Слайд№3,4

2. Истоки любви Н.В. Гоголя к театру

Откуда же у этого юноши из провинции такая безграничная любовь к театру?

Отец В.А.Гоголь-Яновский писал комедии для домашнего театра, богатого вельможи Троицкого, в них Гоголь играл вместе с родителями. Гоголь выступал на сцене в гимназии в Нежине. На небольшой сцене лицеисты любили по праздникам играть комические и драматические пьесы. Играли пьесы и готовые и самостоятельно написанные.

Слайд 5

Вот однажды сочинили они пьесу из малороссийского быта, в которой немую роль дряхлого старика малоросса взялся сыграть Гоголь. Разучили роль и сделали несколько репетиций. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло удачно, но Гоголь в нём не являлся, а должен был явиться во втором. Публика тогда ещё не знала Гоголя. Во втором действии на сцене малороссийская хата. Возле хаты стоит скамейка; на сцене никого нет. 
Вот является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. И, наконец, захихикал и закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнула и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху. С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком.
В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика-скряги. В этой роли Гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком. По целым часам просиживал он перед зеркалом и пригибал нос к подбородку. Пока, наконец, не достиг желаемого. Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный сценический талант.

 

3. Н.В.Гоголь-драматург

Слайд 6 (по тексту). 

В 8 классе мы будем изучать комедию «Ревизор»

 

4. Как создавалась комедия «Ревизор» нам расскажут девочки

Презентация

 

 

5.Литературоведческий комментарий (работа с терминами).

Для того, чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой).

В пьесе в диалогической и монологической форме воссоздается речь действующих лиц, их поступки.

В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей); обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и гак он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

Работа с опорными понятиями: драма, комедия,реплика, ремарка,действие, явление 

Драма – Драма - театральное сочиненье; сочинение для сцены, для представленья в лицах;

Комедия- Комедия - драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смеипном, забавном виде

Реплика- В литературе, театре, кино — компактное высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого. Литературно-газетный жанр.

Ремарка - (франц. remarque) -1) замечание автора текста (книги, рукописи,письма), уточняющее или дополняющее какие-либо детали.2) В гравюре -набросок в стороне от основного изображения.3) В драматургии, театре -пояснение, указание драматурга для читателя, постановщика и актера втексте пьесы.

Действие-Действие - законченная часть спектакля, пьесы (то же, что и акт). 2) Вдраме и эпосе - развитие событий, составляющее основу, ""плоть"" сюжета(фабулы). 3) В театре основное средство воплощения сценического образа.

Явление- - выделенный в тексте отрывок драматического произведения, напротяжении которого состав действующих на сцене лиц остается неизменным.

В ремарках, пояснениях для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (эти авторские ремарки называются афишей); обозначается место действия (комната в доме городничего), указывается, что делает герой пьесы и гак он произносит слова роли (“оглядываясь”, “в сторону”).

 6.Композиция пьесы.

 

3. Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

  • Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.
  • Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.
  • Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.

Развязка – событие, завершающее действие

 

 

Слайд 10  Сценическая история пьесы

Тема «Ревизора» взята Гоголем из самой действительности. Ситуация в России была такой, что полным хозяином губернии был губернатор, а уездного города – городничий. Всюду царили произвол и беспорядки. Единственным, что сдерживало местные власти, был страх перед ревизором из Петербурга. Гоголь взял как будто бы старую, давно бытовавшую в литературе тему (должностные злоупотребления) и создал произведение, оказавшееся обвинительным актом против всей российской государственности Николая I. Вот почему всё происходящее на сцене зрители восприняли необыкновенно остро. (Текст слайда)

Слайды  11,12

Так перед Гоголем встала задача художественного изображения государственного устройства и главной фигуры в нём – чиновника.
Первым (неоконченным) его драматическим произведением стала комедия о чиновничьих кругах – «Владимир третьей степени».
В середине 30-х годов Гоголь работает почти одновременно над двумя комедиями из современной жизни «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»). В середине 1835 года он начал готовить ее к постановке, но увлекся новым замыслом. Это был «Ревизор». Пьеса эта, как пишет Ю.Манн, «во всей истории русского и мирового театра… вознеслась как одна из самых высоких, недосягаемых вершин».

Слайды  14 Особенности драматургии

Слайд 15. Драматургия Н.В.Гоголя сегодня

Невозможно переоценить то влияние, которое Н.В. Гоголь оказал на русскую и на мировую литературу.

  • Гоголь, великий русский писатель, создал собственный художественный мир, в котором живёт уже несколько поколений русских читателей.
  • Ни у одного из русских классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя (Городничий, Хлестаков, Чичиков, Плюшкин…).
  • К гоголевскому творчеству обращались и обращаются отечественные и зарубежные театры, кинематограф.
  • Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени.
  • Он открыл миру «всю Русь», не только смешные, печальные, драматические стороны, но и героические.

 7. Парад героев

Откроем любую страницу пьесы Гоголя. Сразу же заметили, что в пьесе нет повествования и описания, почти нет авторского текста.

Драматическое произведение – это речь действующих лиц, диалоги персонажей пьесы, а иной раз, когда герой остается на сцене один, ему приходится произносить и монологи.

Выпишите слова-термины, без которых мы не смогли обойтись, объясните их этимологию и смысл.

Итак, Гоголь и театр. Неожиданное открытие: оказывается, повествовательные страницы Гоголя насквозь сценичны! Не случайно, влюбленный в гоголевское творчество Михаил Афанасьевич Булгаков, великий писатель ХХ века, создал блистательную пьесу, инсценировав поэму Гоголя «Мертвые души», а Московский Художественный театр блистательно ставит этот спектакль вплоть до сегодняшних дней.

Гоголь и театр... Не связан ли путь Гоголя к драматургии с обстоятельствами его жизни?

«Пьеса по-настоящему живет только на сцене», – как-то заметил Николай Васильевич Гоголь. Получается, что без сцены, без театра пьеса, не обретя жизни «настоящей», вполне может умереть?

Мы невольно чувствуем какое-то особое отношение Гоголя к театру, родство с ним, влюбленность в сцену, в театр, в актеров...

Откроем своеобразное вступление к комедии «Ревизор», прочитаем пока лишь ее заглавие: «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров».

Заметили, как Гоголь, преступив через запрет, который до него не нарушал ни один драматург, позволил себе пространный и вполне самостоятельный авторский текст? Вероятно, писатель настолько тревожился за судьбу своего первого драматического произведения: а вдруг оно будет неверно сыграно, что вмешивается в подготовку спектакля, в репетиции, разъясняя характер каждого персонажа.

Каков адрес этой гоголевской страницы? («... для господ актеров»!)

В какой же роли выступает автор, посмевший актеров наставлять (разве это его задача?)? Вот вам и еще одно амплуа Гоголя: он не только автор «Ревизора», но, если хотите, еще и режиссер!

Найдите еще один театральный термин и по словарю уточните его значение. (Амплуа – тип актерских ролей.А. резонера.)

И, наконец, гоголевское «господа актеры»!

Как жаль, что мы слишком мало знаем об истории театра, и нам трудно представить, как любили завсегдатаи театра унижать актеров, каким презренным было само актерское звание. И вдруг: «... для господ актеров»!

Откуда это благоговение перед театром? потребность себя самого почувствовать то актером, причем непременно поочередно играющим каждого персонажа, то режиссером? А ведь все начинается с детства! И театр вошел в жизнь Гоголя подобно тому, как стихи в душу Пушкина, – в младенчестве еще, «с первыми понятиями». Крепостной театр, прославивший имение соседа, помещика Трощинского, – первые незабываемые впечатления будущего писателя, театральные его впечатления.

 

Парад героев

Характеры и костюмы.

Замечание для господ актеров.

(Авторские ремарки)

Городничий.

Городничий, уже постаревший на службе и очень не глупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен, несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые с проседью.

Анна Андреевна и Марья Антоновна.

Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытно и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что он не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она 4 раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

Хлестаков.

Хлестаков, молодой человек лет 23-х, тоненький, худенький; несколько приглуповат и как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип.

Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит серьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина, и потому скорее догадывается, но не любит много говорить, и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.

Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками, оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и серьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин, судья , человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии”

В статье “Петербургская сцена в 1835-36году” гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель “заметить” общие элементы нашего общества, движущий его пружины. Изобразить на сцене “плевела”, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон”.

Эпиграф: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” характеризует жанр комедии – социально – политическая комедия.

“Разоблачение отрицательных героев дано в комедии не через благородное лицо, а через действие поступки, диалоги их самих. Отрицательные герои Гоголя сами разоблачают себя в глазах зрителя”.

Но… герои Н. В. Гоголя разоблачаются не при помощи морали и нравоучений, а путем осмеяния. “Только смехом поражается здесь порок” (Гоголь).

Автор поражает моральных уродов беспощадным, карающим смехом, который он считал “единственным честным, благородным лицом своей комедии”.

Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что “смеха боится даже тот, кто ничего не боится”.

8. Итоги урока

9. Домашнее задание:

  • Прочитать 1-е действие комедии;
  • Отметить в пьесе особенности драматургии, о которых говорили на уроке.