Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

О первостепенном значении игры для естественного развития ребёнка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребёнка, имеющая место во все времена  и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют  спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей.

Младшие школьники любят игры, связанные с движениями. Эти игры совершенствуют их координацию, развивают силу и ловкость, улучшают работу внутренних органов (дыхания, кровообращения), укрепляют здоровье детей.

Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.

Одним из свойств игры является то, что она представляет собой отражение трудовой деятельности человека. Недаром говорится, что «игра – дитя труда». Она готовит детей к жизни, хотя никто из них не думает об этом значении игры. Ребята играют ради удовольствия, удовлетворяя свою естественную потребность. Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. И действительно, дети обычно воспроизводят в играх жизнь и труд взрослых, подражая им, заменяя реальные предметы игрушками или довольствуясь отдельными атрибутами. В процессе игры дети совершают определённые действия. Они строят, путешествуют, ухаживают за детьми (куклами), лечат их, учат друг друга, занимаются хозяйством, защищают страну от врагов, совершают героические поступки и т. п. Целью игры является сама игровая деятельность, а не результат (как в труде).

В большинстве игр участвует не один, а несколько человек. Это помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, они учатся действовать сообща, организованно – то руководить другими, то подчиняться им, действовать по определённым правилам, строго следя за их выполнением.

Всё это способствует воспитанию воли, приучает к дисциплине, вызывает чувство ответственности за свои действия и поведение, помогает формированию моральных качеств личности ребёнка.

Известно, что в каждой игре дети договариваются об определённых условиях, в которых она будет протекать, и если кто-нибудь нарушил эти условия, то его исключают из игры или отказываются продолжать её.

Большая часть игр  связана с соревнованием, что усиливает напряжение физических и психических сил ребёнка, помогает их развитию.

Мотивами для игровой деятельности служат не только её практические результаты, сколько то удовольствие, которое она доставляет участникам.

В игре многое строится на воображении. Дети могут совсем или почти совсем обходиться без реальных предметов. Зато реальными и нередко сильно действующими являются чувства детей, которые вызываются вымышленными ситуациями.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой личный опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.   

Чувства ребёнка часто невозможно выразить вербально. На этом уровне развития у него не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того, что он чувствует. Игра – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру.

Начальная школа видит свою основную цель помощи детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовится к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые ещё не готовы учиться. В таком случае игра является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает детям наиболее эффективно использовать свои способности к учению.

Ряд исследователей (И.Е. Вольперт, 1979; А.И,Захаров, 1982; В.И.Гарбузов,1977; В.В.Ковалёв,1979 и другие) в дискуссиях о наиболее адекватных средствах коррекционного воздействия сходятся на том, что таковым является игра.

Игровая деятельность относится к универсальным средствам коррекции. Она обеспечивает высокий уровень мотивации участия в коррекционном процессе и широкие возможности целенаправленного формирования различных форм психической активности.

Феномен игры, игровой деятельности – предмет изучения различных наук: истории, этнографии, педагогики, психологии, философии, медицины и др.  Диапазон научного обращения к данному

 

феномену говорит о многогранности и сложности его сущности. Целостной теории игры на сегодняшний день не существует, а имеющиеся её определения получены в результате решения определённых частных практических и теоретических задачах.

В многоликом поиске объяснений игрового феномена можно выделить подход Г. П. Щедровицкого (1966), рассматривающего игру как суммарную, синтетическую деятельность, в которой одновременно проявляется:

  • Особое отношение ребёнка к окружающему миру;
  • Особое содержание усвоения;
  • Интенсивное развитие субъективных психических процессов ребёнка;
  • Социально-педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».

Такой взгляд на игру даёт возможность увидеть, что, усиливая тот или иной её аспект в зависимости от конкретной педагогической задачи, можно получить комплексный корригирующий эффект. При этом мотивационно-эмоциональным механизмом включении ребёнка в игру во всех случаях будет один и тот же. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин обозначили его ёмкой формулой:

 «хочу!» – «надо!» – «могу!»

Этот механизм позволяет мобилизовать ребёнку в процессе поиска решения игровой задачи, преодолевать препятствия, трудности в игре, соотносить игровые действия с правилами, получать удовольствие от процесса игры, обретать уверенность в своих силах, ощущать радость победы, творчества.

Педагогическая технология формирования мотивации «хочу!» может осуществляться вовлечением детей в предыгровую ситуацию различными педагогическими приёмами:

 

  • приёмом пробуждения интереса – «Кто из  вас хочет быть самым внимательным?»,
  • приёмом занимательного вопроса – «Кто может изобразить вежливого волка?»,
  • приём заинтересовывающей задачи – «Если бы ты был волшебником?».

 

Перечисленные  и другие педагогические приёмы обуславливают не только появление мотива «хочу!», но и его творческую заданность.

Для активации мотивации «надо!» можно рекомендовать учителю набор педагогических приёмов, направляющих игровое действие.

  • Приём прямого подражания –  «делайте, как я».
  • Приём выполнения действия по заданному образцу.
  • Приём смены темпо-ритма, укоряющий возникновение адекватного эмоционального состояния.
  • Приём поэтапного освоения игровой задачи.

 

Эмоциональное обособление в процессе художественно-игровой деятельности связано с мотивом «могу!», выражающимся в состоянии удовлетворения от игрового процесса и полученного результата.

На этой ступени воспитательная эффективность художественно-игровой деятельности достигается приёмами, предусматривающими пробуждение у ребёнка чувства успеха. К. Д. Ушинский особо подчёркивал роль и значение успеха в деятельности и развитии ребёнка. Для детей риска значение этого фактора возрастает многократно. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы систематически акцентировать успех в игре, вернуть воспитаннику веру в свои силы, привести уровень притязаний ребёнка в соответствие с его возможностями.