Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Доклад: «Развитие творческой активности через художест-венную литературу». Выступление на МО воспитателей младших классов. 2013 год

Художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей, она обогащает эмоции детей. Слушая чтение, рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины

 Дети переживают описанные в книге события так, как будто они происходят перед их глазами; при этом выявляется отношение детей к фактам, героям произведения.

 Свои переживания, чувства, определившиеся отношения дети выражают открыто, непосредственно — мимикой, жестами, восклицаниями, репликами (например, говорят о персонажах: «так ему и надо» или «она хорошая, добрая»).

 - У детей  расширяются возможности управлять своим голосом: они учатся сознательно регулировать не только силу голоса (громко — тихо), но и высоту.

 - Умение пользоваться голосом, изменять по мере надобности его звучание придает ему гибкость, подвижность.

 - Элементарные умения, навыки в области дыхания, произношения служат прочной базой для формирования у детей правильного, приятного звучания речи и являются непременным условием обучения выразительному чтению, рассказыванию.

 В младшем школьном возрасте дети проявляют большую творческую активность в художественно – речевой деятельности.

 Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях – рассказах, сказках.

В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства. Необходимо воспитывать у детей интерес и любовь к художественному слову, к произведениям детской литературы и народного творчества: сказкам, рассказам, стихам; вызвать желание самому сочинить, рассказать другим детям свою сказку.

Художественно – педагогические особенности народной сказки помогают ребёнку правильно воспринять и понять её содержание.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

- проведение систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Воспитатель напоминает детям знакомую сказку, они пересказывают и демонстрируют её с помощью наглядного материала. Обращается внимание на характер построения, указывается на последовательность появления персонажей, очерёдность эпизодов.

Сказка – произведение, созданное для рассказывания, она обладает специфическими признаками устной речи. И передавая её, ребёнок овладевает опытом поэтической и разговорной речи. Часто рассказывая хорошо знакомые сказки, он значительно обогащает свои навыки и умения в рассказывании, что является необходимым условием для сочинения собственных сказок. Усваивая содержание и знакомясь с образами русской народной сказки, дети усваивают и художественные средства их раскрытия – композицию, выразительные средства языка.

 Под словесным творчеством школьников понимается продуктивная деятельность детей, выражающаяся в создании устных сочинений – сказок, рассказов, стихов и т.д. В этом творчестве проявляется стремление детей выразить в слове своё отношение к произведениям искусства, своё мироощущение.

Процесс развития речи детей предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Театрально – игровая деятельность способствует художественному воспитанию, эстетическому развитию ребёнка, так как обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь, художественный вкус.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно такая способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Удачное исполнение ролей вызывает положительную реакцию, чувство эстетического удовольствия и у самих исполнителей, и у зрителей. В процессе театрализованных игр дети знают, что и кого они изображают.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

 Множество русских пословиц и поговорок обогащают речь детей. Очень важно, чтобы они произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, утверждением), а также сопровождались жестами, мимикой. Использование пословиц, поговорок, чистоговорок и скороговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребёнка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли. В повседневной жизни используются загадки, конкретность которых делают её отличным приёмом дидактического воздействия на детей. В своей работе я предлагала загадки при обыгрывании персонажей сказок. Их уместно применять во время детской деятельности, во время обыгрывания мини – сценок, сказочных персонажей. Загадка может служить своеобразным завершением и обогащением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета.

А.М. Бородич, А.Я. Мацкевич, В.И. Яшина и др. рекомендуют использовать малые формы фольклора в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и чёткость речи.

Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. Надо указать и на общественно-педагогическую ценность творчества детей. Ребёнок выявляет своё понимание окружающего, своё отношение к нему, и это помогает раскрыть его внутренний мир, особенности восприятия и представления, его интересы и способности. В своём творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.

Словесное творчество – это художественная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений. Детское словесное творчество – как вид детского творчества представляет собой творческую активность детей в художественно-речевой деятельности, выражающуюся в пересказах текстов художественных произведений, в выразительном чтении стихов, а также в умении создавать новые сочинения (сказки, рассказы), что чаще происходит на основе контаминации (соединения) знакомых произведений. В основе развития словесного творчества детей лежит опыт восприятия содержания и художественной формы литературных произведений, ознакомление с разными жанрами литературы. Процесс развития словесного творчества у детей требует соблюдения условий, необходимых для формирования детского творчества в целом. А также необходима работа по двум основным направлениям:

 по общему обогащению речи ребёнка;

 по совершенствованию речи в её эстетической функции, включающей вербальные и невербальные средства выразительности.

В работе по обогащению речи детей ведущим методом является самостоятельное воспроизведение текста по памяти (пересказ). Для развития же выразительной стороны речи необходимо создание условий, позволяющих ребёнку проявить свои эмоции, чувства, желания публично.

Современные исследования данного вопроса позволяют говорить о широких воспитательных возможностях театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а верно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Педагог обязан:

создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.);

 приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами);

 обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

 создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

 просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;

 игры-драматизации;

разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

 упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

 упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В  театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей:

 развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

 созданию атмосферы творчества;

 социально-эмоциональному развитию детей.

Именно ,театрализованная деятельность позволяет наиболее полно реализовать основные направления работы по развитию словесного творчества: публичное, максимально выразительное самостоятельное воспроизведение ранее воспринятого или сочинённого текста художественного произведения ребёнком.

Для эффективного развития словесного творчества, как вида детского творчества, необходимы условия, определённые для развития творчества детей в целом. Соответственно, процесс развития словесного творчества в театрализованной деятельности детей  требует соблюдения следующих педагогических условий:

 подбор литературных произведений с учётом возможности сценического воплощения их содержания;

 проведение специальных творческих заданий, развивающих театральные способности детей (соединение движений с выразительностью речи, с мимикой и жестами).

Согласитесь, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки А.С.Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Недаром, речь и речка – слова, возникшие из одного корня.

 Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, тем ярче, насыщенней его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Бедность словаря воспитателя, задерживает развитие детей и обедняет их речь.