Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Тема урока: «Народные промыслы России»

Повторение и обобщение изученного в разделе «Имя прилагательное»

Цель  урока:  повторить разряды прилагательных 

Задачи:

-  повторить правописание сложных прилагательных;

-  развивать умение употреблять прилагательные в речи;

-  активизировать и расширять словарный запас учащихся;

-  прививать интерес к урокам русского языка;

-  воспитывать чувство любви и гордости к своему народу.

Оборудование:

Иллюстрации с изображением  дымковских игрушек, хохломской росписи, старинных кружев; географическая карта с указанием мест, о которых пойдёт речь на уроке.

Ход урока.

I. Оргмомент.

1. Игра «Сядет тот, кто назовёт...»

Учитель: Сядет тот, кто назовёт сложное прилагательное, обозначающее цвет. (Ярко – красный, светло – синий, тёмно – голубой, иссиня – чёрный, нежно – розовый и т.п.).

2. Учитель сообщает тему и цель урока. Запись в тетрадях даты.

II  Основная часть

1. Учитель:

   Испокон веку славились русские люди, как искусные мастера. Русский народ всегда любил красоту и умел её творить. Под умелой рукой мастера каждая вещь становилась редкой драгоценностью, а простой холст смотрелся не хуже заморской парчи. Перед вами образцы работ прекрасных народных мастеров (обращается внимание детей на иллюстрации). Здесь и фрагменты резьбы по дереву, и прекрасная роспись по глине и дереву.

 2. Какие слова помогут нам рассказать об этой красоте?

Задание: Образуйте от данных существительных прилагательные всеми известными вам способами.

Запишите получившиеся слова. Золото, диво, красота, роспись. ( Ответы учащихся).

3. Во многих городах и маленьких деревеньках России жили и живут прекрасные мастера. Перед нами лишь краткий список таких мест (обращается внимание детей на карту России).

Задание: образуйте от данных географических названий прилагательные при помощи суффиксов – к – и – ск-. Вспомните, в каком случае пишется тот или другой суффикс.

( Ответы учащихся).

Запишите полученные слова.

 Покажите на слайде иллюстрацию с образцами изделий данных местностей.

Дымково, Филимоново,  Майдан, Крутец, Городец, Палех, Елец, Вологда, Липецк, Гжель.

3.  Устная работа. Прочитайте выразительно стихотворение, записанное на доске, назовите прилагательное, охарактеризуйте их морфологические признаки.

Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку

Для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива!

Ты, как и люди, служишь отчизне!

( В. Боков.)

(Выслушиваются  ответы учащихся).

 

4. Опережающее задание.

Двое учащихся готовили опережающее задание - пересказ текстов.

Текст первый.

Сказка о волшебных перьях Жар – птицы.

Жила была на свете сиротинка. И звали её Марьюшка. Собой пригожая,  тихая, скромная. А уж мастерицы, почитай во всей округе лучше её не было. Шила Марьюшка  шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. А что за работу получит, тем и довольна, на то и жила.

Прослышали об  искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть сироткино  рукоделие. Увидели и от изумления даже рты разинули. Не думали красоту подобную увидеть. Потом на перебой стали уговаривать с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:

- Не надо мне вашего золота. Никуда не поеду из родной деревни. А работу мою, коль нравится, продать могу.

 С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кощея Бессмертного.  Осерчал Кощей,  что есть на земле красота великая, какой он не видал. Прикинулся Кощей добрым молодцем, перелетел моря глубокие, через горы высокие и очутился перед Марьюшкиной избушкой.

   Постучал он в дверь, поприветил мастерицу, как положено. Попросил показать рукоделие готовое. Вынесла ему Марьюшка рубашки да рушники шитые – один другого краше.

 - Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся. 

  Увидал Кощей такую красоту, услыхал такие слова ласковые - пуще прежнего озлобился. Виданое ли это дело, чтобы крестьяне простые красотой владели, какой у него, у самого Кощея Бессмертного нет. Стал он поначалу сиротинку уговаривать:

- Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить царицей во дворце из драгоценных камней. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где птицы райские, где растут яблоки золотые.

  - Не проси меня, добрый молодец, - отвечает Марьюшка, - не нужно мне твоё богатство, не нужны и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых  полей и лесов. Не поеду я из родимых мест никуда. Здесь батюшка и матушка похоронены. Здесь и люди живут, которым  моё  рукоделие радость приносит. А для тебя одного, не неволь, вышивать не стану.

    Не стерпел Кощей подобных слов.

       - Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей.

Глядь, на том месте, где стояла Марьюшка, стонет, бьётся Жар - птица. А сам Кощей взвился орлом чёрным. И упал орёл с поднебесья. Схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала силу железных когтей,  как поняла, что уносят её от родимых мест, решила она людям последнюю память о себе оставить.

           Стола Жар – Птица перья свои красочные перья на землю сбрасывать. Падали они на луга заливные, в леса густые. Упадёт перо на землю, ветер – баловник травой да   листьями принакроет, а всё равно сияния их разноцветного притушить не может.

 Сбрасывает Марьюшка перья. А сама понимает, что силы её к концу подходят. Умерла Жар-птица в когтях у орла чёрного. А перья сами по себе на земле жить продолжают. Были те перья не  простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может.

А только тот, у кого душа красоту понимает,  и руки ту красоту для других создавать готовы

Текст второй.

История с сэром Джоном.

  Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангельска большую партию русской пеньки  и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес- дело привычное. Уже не первый раз и даже не первый год совершали его парусники эти рейсы. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника - большой короб с посудой из деревянного золота, которые умели делать только в далекой Московии.

   Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидав чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами! Сэр Джон потёр руки от удовольствия, представив, как кто – ни будь,  возьмёт тяжёлую на вид, отливающую золотым блеском чашу и застынет изумлённый: чаша выточена из дерева. Вы не узнали, - обратился торговец к капитану корабля, - имя мастера, создавшего эту посуду? – Я спрашивал, сэр. Московиты называют какое – то странное имя: Холхома. То есть не так: Хо – хло - ма.

5. Восстановленный диктант.

Задание: озаглавьте текст. Выпишите имена прилагательные вместе с существительными. Над прилагательными сокращённо надпишите, какого они разряда. Перескажите текст, используя при этом записанные словосочетания.                 (Один ученик работает у доски).

   Огненно – красный цвет хохломских изделий,  золотое сияние узоров вызывают ощущение жаркого пламени, огня. И недаром! Огонь превратил деревянные поверхности  посуды в золотые.

   Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и  создавали простые предметы обихода, украшали их яркой нарядной росписью,  в которой оживали любимые природные мотивы.

   Хохломские художники любят рисовать на поверхности своих изделий «ягодки»: земляничку, малинку, красную или чёрную смородину.

   Самый любимый орнамент – «травка». Это удлиненные,  слегка изогнутые былинки, а если травки  превратились в крупные кудри – завитки, то эти  затейливые узоры называют               «кудрины».

   Проверка работы у доски.

   Пересказ текста учащимися.

6. Синтаксический разбор предложения. (Один ученик выполняет работу у доски).

   Учитель.  Не меньше выдумки и старания прикладывали русские мастера для украшения детских игрушек. Перед вами русская матрёшка (демонстрация игрушек).

   Что вы знаете об этой игрушке?

           (Ответы на учащихся).

   Согласуйте прилагательные в скобках с существительными в роде, числе и падеже, полученное  предложение разберите синтаксически.

   ( Учащиеся представляют предложение, превращая его в первоначальный вид. Записывают в тетради и разбирают).

   Запись на доске: (Деревен ( к, ск) ий) мастер наградил матрёшек ( ру (с, сс) кий) кр..сотой  (соболи(н, нн) ый) бровями и (рдеющий) румянц..м.

   Запись  в тетрадях: Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим румянцем.

   Учитель: Молодцы, ребята, вы правильно согласовали слово «рдеющий». Ведь это слово – причастие, т.е. часть речи, знакомство с которой нам ещё предстоит.

   Проверка работы у доски.

 

 III.  Подведение итога.

Учитель: Какие морфологические  признаки имени прилагательного мы повторим?

   (Выслушиваются ответы учащихся).

   Учитель: О каких способностях русских людей мы говорили?

   ( Ответы учащихся).

   Учитель: В каких городах и селах проживают русские умельцы?

      ( Ответы учащихся).

   2. Домашнее задание.

Учитель: Задание будет похоже на работу с текстом на уроке.

Вы должны будете озаглавить текст, выписать из него словосочетания «прилагательное + существительное», надписать над прилагательными разряд, подготовить текст упражнения  № 317 для пересказа.

   3. Выставление и комментирование оценок за урок.

   Учитель: Дети, даже те из вас, кто не получил оценку «5» за урок, я думаю, узнали много интересного и полезного для себя.