Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он             осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его                                необходимое преобразование.

    Безусловно, в современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель приносят в педагогический процесс что-то своё индивидуальное. Однако, применять их все нереально и непродуктивно. Перечислим и кратко опишем технологии, используемые в нашей школе-интернате.

            Традиционная (репродуктивная) технология обучения

   Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

 Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объём знаний и передать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, - объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся – слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности – безошибочное воспроизведение изученного.

Её преимущества: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в неё органически вписываются новые способы изложения знаний.

Её недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся. Именно поэтому использование традиционной технологии в чистом виде в нашей школе–интернате для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи уже не устраивает ни одного учителя.

           Инновационные образовательные технологии и методики

    В школе-интернате  учителями используются инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса. За анализируемый период наблюдается положительная динамика использования инновационных технологий. В ходе анализа были сделаны следующие выводы:

100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях,  используют различные технологии полностью или приемы поэлементно.

100% учителей своевременно прошли курсы повышения квалификации.

50% педагогов активно используют компьютер в учебном процессе.

Все педагоги прошли обучение по овладению базовой ИКТ - компетентностью.

Внедрение информационных технологий идет через реализацию проекта программы информатизации, цель которой – повышение качества образования путем информатизации образовательного процесса. Комплектуется школьная медиатека, приобретены лицензионные программы, тренажеры, электронные учебники, энциклопедии, создаются  презентации к урокам.

 

                          Технология развивающего обучения

У её истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков и многие другие. На становление идей этой технологии большое влияние оказали труды Л.С. Выготского, создателя культурно-исторической теории психического развития человека. Он доказал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые в данный момент лежат в зоне ближайшего развития, то есть на определённом этапе развития ребёнок может решать учебные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными товарищами. Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение среди учителей. Однако ряд положений этой технологии остаётся дискуссионным. Исследования института РАН показали, что дети с врождёнными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников, особенно это актуально для обучающихся с ОВЗ. Поэтому педагоги нашей школы, в частности учителя начальных классов Макагонова Н.В., Чуйкова Е.М., Пальчикова О.Н., Дедова Е.М., используют в своей работе элементы этой технологии.

                        Технология коллективного взаимодействия

     Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава)  разработана А.Г. Ривиным и его учениками. Она включает в себя три компонента: а) подготовку учебного материала; б) ориентацию учащихся; в) технологию хода самого учебного занятия.

Практическая реализация этой технологии показывает целесообразность «погружения» учащихся в тему на время, необходимое для прохождения обучающего цикла. Под обучающим циклом понимается совокупность действий обучающего и учащегося, которые приводят последнего к усвоению определённого фрагмента содержания с заранее заданными показателями.

   В условиях технологии коллективного взаимообучения каждый обучаемый работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. У учителя отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и стимулировании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение материала. Элементы этой технологии чаще других применяет на своих уроках учитель географии, ОБЖ и природоведения Родионова Т.Ф.

                          Технология адаптивного обучения

   Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учётом индивидуальных особенностей обучаемых.

Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений.

При использовании данной технологии  учитель химии и биологии Санина Е.А. работает со всем классом и индивидуально. Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.

Процесс обучения на её уроках  может быть представлен тремя этапами:

  • объяснение нового учебного материала;
  • индивидуальная работа учителя с учащимися на фоне самостоятельно занимающегося класса;
  • самостоятельная работа учащихся.

   Таким образом, технология адаптивного обучения предполагает разнообразную, гибкую систему организации учебных занятий, учитывающих индивидуальные особенности школьников. Объяснение нового материала может занимать весь урок или его часть. То же самое относится и к самостоятельной работе учащихся. Данная технология даёт возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.

   Организация обучения в вариационных парах создаёт комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков, и как результат использования данной технологии – 100% успеваемость обучающихся с ОНР по такому сложному и трудноусваиваемому предмету, как химия, 50% и выше качество знаний по биологии.

                 Технология программированного обучения

   Она начала активно внедряться в образовательную практику с середины 60-х гг. ХХ столетия. Основная цель обучения состоит в улучшении управления учебным процессом. У истоков стояли американские психологи и дидакты Н. Краудер, Б. Скиннер, С. Пресси. В отечественной науке технологию разрабатывали П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина и др. Технология программированного обучения – это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств. Она обеспечивает каждому учащемуся возможность осуществления учения в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Характерные черты технологии:

  • разделение учебного материала на отдельные небольшие, легко усваиваемые части;
  • включение системы предписаний по последовательному выполнению определённых действий, направленных на усвоение каждой части;
  • проверка усвоения каждой части. При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
  • фиксирование результатов выполнения контрольных заданий, которые становятся доступными как самими учащимися, так и педагогу.

Основным компонентом программы является так называемый проблемный блок, который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы. Эта работа предполагает выполнение различных умственных действий, обогащающих объём их знаний. Дедова Т.В., учитель истории, применяет элементы данной технологии на своих уроках в старших классах, когда у обучающихся уже развиты навыки самостоятельной работы с учебным материалом, умение выделять из достаточно большого объёма предложенной информации главное.

                   Технология компьютерного обучения

   Бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин вывел педагогов на новую технологию компьютерного обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, дают возможность решать почти все дидактические задачи. Они одновременно выдают определённую информацию, проверяют, усвоили ли её учащиеся и в какой мере, формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным и международным базам данных; за считанные секунды могут найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Эффективность технологии компьютерного обучения обуславливается качеством обучающих программ и качеством вычислительной техники. Сафонова В.А., учитель математики, Родионова Т.Ф., учитель географии, Санина Е.А., учитель биологии и химии, довольно часто проводят уроки в компьютерном классе, используют компьютерное тестирование для оценки знаний обучающихся.

                          Технология проблемного обучения

   Она предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Фундаментальные работы, посвящённые теории и практике проблемного обучения, появились в конце 60-х – начале 70-х столетия. Большой вклад в разработку технологии проблемного обучения внесли учёные Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмудов, В. Оконь и др. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ её решения.

Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.

Проблемная ситуация возникает в том случае, если:

  • для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т.е. имеет место противоречие между знанием и незнанием;
  • обнаруживается несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между житейскими и научными знаниями);
  • необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
  • имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;
  • имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

   Проблемная  ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.

В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы её решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки её истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

   По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск учеником решения проблемы.

   Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны. Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путём собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

    С ведением в школе ФГОС НОО учителя начальных классов Макагонова Н.В., Чуйкова Е.М., Пальчикова О.Н., Дедова Е.М., довольно часто используют в своей работе элементы этой технологии.

                  Технология проектного (продуктивного) обучения

   Она является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представления о мире. Каждый ребёнок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить её. Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями. Ему предстоит стать генератором развития у ребенка познавательных интересов и творческого потенциала. Отныне его авторитет зависит от способности быть инициатором интересных начинаний. «Каким образом, участвуя в проектной деятельности, учитель может создать условия для развития учащихся?»

Ответ на этот вопрос даёт список ролей, которые предстоит "прожить" педагогу по ходу реализации проекта:

-   энтузиаст, вдохновляющий и мотивирующий учащихся на достижение цели;

-       специалист, обладающий знаниями и умениями в нескольких (не обязательно во всех) областях;

-        консультант, организующий доступ к информационным ресурсам, в т. ч. к другим специалистам;

-        руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

-       "человек, который задает вопросы"    (по Дж. Питту) -  организатор обсуждения различных способов преодоления возникающих трудностей (человек,       задающий косвенные, наводящие вопросы,     помогающий обнаружить ошибки и т. п.)

-        координатор группового процесса

-        эксперт, анализирующий результаты выполненного проекта

Гомозова Л.А., учитель технологии, довольно часто применяет на практике  проектную деятельность. Умение увлечь детей творчеством, разъяснить практическую значимость изготавливаемого продукта – будь то пошив фартука, изготовление прихватки или вкусная выпечка – Людмила Анатольевна всё умеет преподнести для обучающихся так интересно, что даже не очень трудолюбивые дети с энтузиазмом принимаются за работу. А уж когда держат в руках конечный результат своего труда – бывают безмерно счастливы и спешат показать своё изделие всем педагогам!

               Технология дистанционного обучения

   Технология дистанционного обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникаций, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Эта технология используется педагогами для самообразования, когда невозможно принять участие в семинарах или КПК, организуемых в разных регионах России.

     Наряду с перечисленными выше,  наши педагоги используют и другие современные образовательные технологии:

•  Личностно-ориентированное обучение -       

применяются на уроках русского языка, литературы, биологии, химии, географии, иностранного языка, технологии, истории, литературы.

•  Информационно-коммуникационные технологии - 

математика, иностранный язык, биология, химия, технология, история, информатика, МХК, окружающий мир, чтение.

•  Проектно-исследовательская технология: иностранный язык, химия, технология,  информатика.

•  Здоровье сберегающие технологии: на всех уроках.

•  Коллективно-индивидуальная мыследеятельность:       

иностранный язык, литература, биология, физика.

•  Блочно – модульная технология: биология, иностранный язык, физика, история, обществознание, математика.

•  Игровые технологии: на всех уроках в начальной школе, природоведения, география, история, иностранный язык.

   Кому-то все наши инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас это очень прогрессивные шаги:

·     сложилась устойчивая система преподавания английского языка на первой   ступени   обучения (УМК "Happy English.ru"  М.Ю. Кауфман и К.И. Кауфман.);

·     переход на новые УМК по всем предметам, и соответственно, освоение авторских технологий в начальной школе в связи с введением ФГОС НОО;

·     введение предмета "Основы компьютерной грамотности" с 5-го класса;

·     Внедрение дистанционных форм работы (участие в конференциях,              вебинарах, олимпиадах,  курсах для учителей);

·     разработка учителями собственных факультативных курсов.

   В нашей школе-интернате мы предоставляем преподавателям свободу выбора  где, на каком уроке, на каком этапе, какую технологию использовать, так что это зависит от его личных методических предпочтений, самообразования и саморганизации.

    А  что  такое  профессиональная самоорганизация? Это способность специалиста к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов – личностных структур сознания, придающих творческий характер его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы, иначе они остаются существовать в виде нереализованной возможности. Благодаря профессиональной самоорганизации возникают новые личностные качества  человека,  представляющие  самостоятельные способы его мировоззренчески – оценочного отношения к своей профессиональной деятельности. Наступило время, требующее от нас, современных учителей,  необходимость нового качества профессионально – личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества.

   В мае 2011 года на  базе нашей школы-интерната проводился областной научно-практический семинар по теме: «Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи». В работе семинара принимали участие учителя-логопеды школ Липецкой области, заместители директоров ОУ различных видов, представители УОиН,  кандидат педагогических наук Вишнякова Е.А., заведующая кафедрой коррекционной педагогики ЛИРО, преподаватель ЛИРО Сынкова Галина Николаевна. Учителя пригласили гостей на открытые уроки: «Животноводство в нашем крае» - Дуванова Е.В., «Закрепление приёмов вычисления типа 36+28» - Пальчикова О.Н., «Италия. Географическое положение» - Родионова Т.Ф.  Учителя и логопеды представили доклады, сопровождаемые компьютерной презентацией: Н.В. Макагонова «Дифференциация согласных на уроке произношения»; Коротких Л.Г. «Работа над голосом на уроке логоритмики»; Ефремова Н.А. «Работа над лексической синонимией на уроках русского языка»;  Воронина Л.С. «Игры со словами как средство развития речи и мышления у обучающихся с ОНР». Все представленные практические занятия и теоретические наработки получили высокую оценку гостей семинара, материалы были размещены на сайте института развития образования Липецкой области.

   В ноябре 2012 г. педагоги школы-интерната Л.С. Воронина, Н.В. Макагонова  и Коротких Л.Г. выступали в роли лекторов в рамках курсов повышения квалификации, организованных ЛИРО,  перед учителями       Тербунского района.