Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержки психического развития и умственной отсталостью) с. Дмитряшевка»

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению МО учителей естественнонаучного  цикла

 

Протокол № 1 от 28.08.2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ «Специальной школы – интернат»

_____________ А.Н.Родионов 

Приказ  № 166 от 29.08.2019 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

(адаптированная)

для  10 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: Смирнов Е. П., учитель технологии

 

 

 

 

2019г.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

- Федеральный закон  «Об образовании в Российской  Федерации» от 29 декабря  2012 года № 273-ФЗ, с изменениями и дополнениями;

- Приказ управления Образования «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года для 6-10 классов.

- Учебный план, формируемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 года № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Учебный план, формируемый в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря 2010 г. №1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№3286-15, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным  основным общеобразовательным программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 10 июля 2015 № 26;

- Приказ N 74 от 1 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312;
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241);

-  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования» (в редакции от 19 октября 2009 № 427);

- Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области  «Специальная школа-интернат для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью) с.Дмитряшевка Хлевенского района».

- Локальные акты школы-интерната

 

В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

         Выбор профессии часто в дальнейшем определяет весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

           Программа курса « На пути к выбору профессии» адаптирована на основе программы учебного курса Смирновой Е.Е. « На пути к выбору профессии», Рогова Е.И. « Выбор профессии» и Шмит В.Р. « Беседы  по профориентации для старшеклассников». Она рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10 класса.

Главной целью Программы является личностно-профессиональное развитие подростков, формирование навыков профессиональной диагностики и профессионального выбора, развитие социальной и межкультурной компетенции.

Задачи Программы:

  • дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания
  • познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием
  • совершенствовать коммуникативные навыки и умения
  • познакомить с основами выбора профессии

Методы:

  • лекционный метод передачи знаний
  • психологические методы исследования качеств личности
  • методы социально- психологического тренинга, включающего методы

дискуссии, анализа конкретных ситуаций, игрового моделирования,

В программе « На пути к выбору профессии» много времени отводится  на активные формы  работы: психологические игры, элементы психологического тренинга, ролевые игры, что позволяет учащимся получать «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнера по общению, конструктивного ведения диалога.

       Методической особенностью  данного курса является проблемно ориентированный подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет  включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий и отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживать от критических замечаний и категоричных оценок. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиции, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей.

Коррекционная направленность обучения в школе  реализуется в процессе решения следующих коррекционных задач:  

следующих коррекционных задач:  

- развивать речевую активность;

- обогащение и усложнение словарного запаса;

- развитие мышления;

- развитие глазомера,  ориентировки  в  пространстве и  во  времени,     наблюдательности, точности  и  тонкости  различения  цвета,  формы, звуков, оттенков  речи;

- на основе выявления причинно - следственных связей развивать логическое мышление, пространственное воображение и познавательные способности.

 

Сведения о программе:

Адаптированная рабочая программа основного курса по профориентации 10 классе  составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта  основного общего образования.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры. Кроме того, по всем темам курса проводятся практические работы. Изучение отдельных разделов курса предусматривает экскурсии на различные предприятия, в учреждения, объединения, концерны, крестьянско-фермерские хозяйства.

Информация о количестве часов

Адаптированная рабочая  программа предусматривает возможность изучения кур­са «Профориентация» в объеме 1 учебного часа в неделю, как наиболее распространенного.  

На изучение предмета «Профориентация»по учебному плану для общеобразовательных учреждений Липецкой области  34 часа в год в 10 классе.  

В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация аудио- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов.

Технология обучения

Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. Проводимые одновременно с изучением курса профессиональные пробы дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения. Школьники приобретают практический опыт работы по конкретной профессии и на основании этого определяют путь дальнейшего профессионального обучения.

Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.

Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление учащихся с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров) различных отраслей народного хозяйства; формирование допрофессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении. В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

Теоретические сведения, сообщаемые учащимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих приемов излагаются в форме инструктажа. Учащиеся получают информацию о профессиях, психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией, знакомятся с технологией определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.

Профессиональные пробы выполняются индивидуально или в составе определенной группы. При этом обеспечивается преемственность в выполнении профессиональных проб в урочное и внеурочное время. Разработано два пакета программ профессиональных проб. Программы, входящие в первый пакет, включены в календарно-тематический план курса и выполняются в урочное время. Программы, входящие во второй пакет, предназначены для углубленного практического знакомства с миром профессий во внеурочное время. Выполнение профессиональных проб дополняется экскурсиями, участием школьников в общественно полезном, производительном труде.

Профессиональные пробы осуществляются в следующих формах: серия последовательных имитационных (деловых) игр; творческие задания исследовательского характера (курсовой проект, реферат)

Профессиональные пробы могут выполняться индивидуально, фронтально, в составе определенной группы.

Механизм формирования ключевых компентенций

Для развития у школьников познавательных интересов, расширения профессионального кругозора должна быть предусмотрена самостоятельная внеурочная деятельность: работа с литературой, в кружках, подготовка рефератов, анализ содержания труда рабочих, выполнение индивидуальных творческих заданий, общественно полезного, производительного труда и др. В процессе выполнения профессиональных проб преподаватель (мастер производственного обучения) изучает учащихся, наблюдает их работу, оценивает самостоятельность, активность, стремление достичь определенных профессиональных результатов. Как правило, наблюдения следует сочетать с беседами, целевой рекомендацией по выбору профессии, совершенствованию знаний, умений в определенной сфере деятельности, корректировке их профессиональных планов с учетом индивидуальных особенностей каждого.

К организации и проведению профессиональной пробы целесообразно привлекать родителей учащихся. Руководителю важно знать их мнение, пожелания, конструктивные предложения.

Специфика задач курса исключает обращение к традиционной системе оценивания знаний и умений учащихся. Эффективность усвоения следует оценивать по показателям сформированности у школьников способности к выбору профессии.

Виды и формы  контроля знаний

.Программа предусматривает выполнение следующих зачетных работ: подготовка проекта, выполнение творческой или исследовательской работы, реферата, теста, конструирования,

Требования к уровню подготовки учащихся.

 

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

 

Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда

 

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования

 

Ожидаемые  результаты курса:

Развивает самостоятельность, позволяет оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

 

Содержание программы
10 класс

 

РАЗДЕЛ 1. . Мир профессий,  или Какую дверь открыть

Введение. Выбор профессионального пути -начало жизненного успеха.

Профессиональная ориентация.  Выбор профессии, как взаимодействие двух сторон: человека и специальности.

Цель: познакомить учащихся с задачами курса, раскрыть значение понятия «Профориентация».                                                                                                                   

  Как я ориентируюсь в мире новых профессий?

Что такое профессия? Что такое специальность? Категории и характеристики профессии. Профессиограмма.

Цель: Познакомить учащихся с видами профессий и характеристиками. Научить создавать профессиограмму своей будущей профессии.

 

  История профориентации                                                          

Из истории профориентации. Профориентация за рубежом. Профориентация в России.

Цель: Раскрыть значение знаний по истории профессии и профориентации.

Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.                                                                                                       

Сбор информации об интересующей профессии; профориентационная работа в школе.

Цель: Познакомить учащихся с особенностями выбора профессии , с условиями формирования навыков самостоятельного выбора и ответственности за него.

Классификация профессий

Виды классификаций профессии, по уровню квалификации. Типы профессий по предмету труду.

Цель: Познакомить учащихся с разными типами профессий и их квалификацией.

Формула профессий.                                                                     

Составляющие формулы профессий, по различным параметрам: предмету труда, характеру труда, условиям труда и др.

Цель: Закрепление на практике тему « классификация профессий» через составление формулы профессий.

РАЗДЕЛ 2.. Секреты выбора профессии                                                        

Основы выбора профессии.

Внешние и внутренние социальные факторы выбора профессии. Хочу, могу, надо. Ответственность за правильный выбор.

ЦЕЛЬ:  Познакомить учащихся с основами выбора профессии.

Типичные ошибки при выборе профессии .                             

Типичные ошибки выбора: незнание мира профессий, незнание самого себя, незнание правил выбора профессии.

ЦЕЛЬ: Дать учащимся представление о типичных ошибках при выборе профессии.

Профессия и специализация

Что мешает человеку выбрать профессию? Особенности профессии. Профессиональная проба сил. Специализация.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть приемы управления своим выбором.

Деловая игра: «Перспектива успеха»                                                      

Формирование ответственного  отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и расширение информации о мире профессий.

ЦЕЛЬ: Активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

Приемы расположения к себе. Самопрезентация.

Знаки внимания. Комплименты. Похвала и поддержка. Самопрезентация: фактор превосходства, самоподача привлекательности и демонстрация отношения.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с приемами расположения к себе собеседника; изучить функции и конструкции комплиментов; развить навыки эффективной самопрезентации.

РАЗДЕЛ 3. Мои таланты – мое богатство

Хорошо ли  я себя знаю?.                                                                    

Как можно лучше узнать себя, Слепая и скрытая область видения себя, роль психодиагностики в изучении своих качеств личности, что нужно учитывать для правильного выбора профессии.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с особенностями самоисследования и роли этих знаний в выборе профессии.

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности

Характеристики нервных процессов: подвижность, уравновешенность, скорость реакции. Темперамент: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик, свойства каждого темперамента, и влияние темперамента на будущую профессию. Диагностика темперамента.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть виды и особенности каждого типа темперамента, провести диагностику темперамента и сделать подбор профессии по типу темперамента.

Эмоционально-волевые качества личности                                             

Роль эмоционально-волевой сферы личности в профессиональной деятельности, эмоциональные состояния, воля, желание, волевые усилия.

ЦЕЛЬ: Показать роль эмоционально-волевой сферы в выборе профессии, в допрофессиональной и профессиональной подготовке.

 

РАЗДЕЛ 4 Начало профессиональной жизни. 

Проблемы общения в трудовом коллективе.                      

Трудовой коллектив и проблемы вхождения в него, аффилиация, ее составляющие: стремление к принятию и страх отвержения. Диагностика степени и вида аффилиации.

ЦЕЛЬ: Рассмотреть некоторые из проблем, возникающие при вхождении в трудовой коллектив.

Способы реагирования в конфликте

Психологическая атмосфера в трудовом коллективе. Конфликт, его виды способы реагирования в конфликте: избегание, сотрудничество, компромисс, соперничество, игнорирование.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с особенностями формирования психологической атмосферы в коллективе.

Изменения личности в профессии.                                          

Формирование жизненной позиции в профессиональной деятельности, профессиональные особенности личности: профессиональное самосознание, самооценка в проф.деятельности, ответственность, мобильность, обучаемость.

ЦЕЛЬ: Повысить уровень культуры учащихся в сфере знаний о профессиональных особенностях личности.

РАЗДЕЛ 5. Профессиональная  пригодность

Профессиональное самоопределение.                                                    

Что такое профессиональная пригодность? Профессионально-важные качества: специфические, неспецифические, их роль для разных типов профессий. Диагностика профессионально-важных качеств, тест « КОС».

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с видами профессионально-важных качеств и их значением в каждом типе профессий.

Личный профессиональный план

Знакомство с ЛПП, его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умения прогнозировать правильности выбора будущей профессии.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с личным профессиональным планом и научить строить его для каждой, выбранной профессии.

Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.                                                                                                                           

Групповые нормы. Конформизм. Факторы, влияющие на уровень конформности                 (значимость, авторитетность, возраст и пол человека, негативизм).

ЦЕЛЬ:  Познакомить учащихся с понятием «групповые нормы»; феноменом группового давления; с причинами высокого уровня конформности.

 

РАЗДЕЛ 6.     Современный рынок труда                                                                                              Деловая игра: «Свой бизнес.                                                           

Деловое общение. Функции деловой беседы; фазы беседы ( подготовительная, контактная, ориентировочная, аргументации, завершение, анализ). Деловая игра « Свой бизнес».

ЦЕЛЬ:   Познакомить учащихся с условиями и приемами  эффективного ведения  деловой беседы, фазами беседы и навыками построения делового разговора.

Психологические особенности публичного выступления

Неречевые компоненты публичного выступления; начало; язык выступающего; контроль эмоций.

Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления; развить навыки публичного выступления.

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.          

Системы управления на современном рынке труда, резюме и требования к его построению и составлению, правила поведения на собеседовании.

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с приемами, позволяющими более успешно удаптироваться на современном рынке труда.

РАЗДЕЛ 7. Профориентация.

Профессиональное самоопределение.                                           

Профориентационные игры: «Кто есть кто?» «Подарок», «День из жизни», «Теремок»,  «Федорино горе».

ЦЕЛЬ: Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии.

Проектирование профессионального жизненного пути.                                           

Выбор профессии; классификация профессий, формула твоей профессии, типология личности Голланда.  Возможные затруднения при выборе профессии; профессионально-важные качества; процесс принятия решений.
ЦЕЛЬ: Дать учащимся представление об основах стратегии выбора профессии.

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В конце года обучения учащиеся  10  класса  должны:

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся 10 класс 

 

  • дать школьнику знания о самом себе и научить его получать эти знания
  • познакомить старшеклассников с миром профессий и его многообразием
  • совершенствовать коммуникативные навыки и умения
  • познакомить с основами выбора профессии 
  • Перечень учебно-методического обеспечения  

 

  1. Программа учебного курса Смирновой Е.Е. « На пути к выбору профессии», Рогова Е.И. « Выбор профессии» и Шмит В.Р. «Беседы  по профориентации для старшеклассников».
  2. М.Ю.Савченко «Профориентация.9-11 классы» Москва, «Вако» 2016

 

Список литературы

 

  1. Л.Н.Пономаренко, Р.В. Белоусова. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. М., Генезис,2014г.
  2. Е.И. Рогов.  Выбор профессии. Становление профессионала. М., Владос,2013г.
  3. Е.Е.Смирнова.  На пути к выбору профессии, С-П. « КАРО» 2013г.
  4. В.Р. Шмидт. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. М.,ТЦ «Сфера», 2015
  5. Е.И. Фадеева. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.,ЦГЛ,2014.

 

 

 

Календарно-тематический  план

10 класс

п/п

 

Тема

Кол-во    часов

 

Сроки

Примечание

планируемые

фактические

 

I.

Мир профессий,  или какую дверь открыть

6

 

 

 

1

 Введение. Выбор профессионального пути -начало жизненного успеха

1

6.09

 

 

2

Как я ориентируюсь в мире новых профессий?

1

13.09

 

 

3

История профориентации

1

20.09

 

 

Особенности профессионального самоопределения молодежи на современном этапе.

1

27.09

 

 

5

Классификация профессий

1

4.10

 

 

6

Формула профессий

1

11.10

 

 

II.

Основы выбора профессии

6

 

 

 

7

Секреты выбора профессии

1

18.10

 

 

8

 Типичные ошибки при выборе профессии

1

25.10

 

 

9-10

 Профессия и специализация

2

1.11

8.11

 

 

11

Деловая игра: «Перспектива успеха»

1

15.11

 

 

12

 Приемы расположения к себе. Самопрезентация

1

22.11

 

 

III.

Мои таланты – мое богатство

5

 

 

 

13

Хорошо ли  я себя знаю?

1

29.11.

 

 

14-17

Свойства нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности

4

6.12

13.12

20.12

27.12

 

 

18

Эмоционально-волевые качества личности

1

17.01

 

 

IV.

Начало профессиональной жизни

4

 

 

 

19

 Проблемы общения в трудовом коллективе

1

24.01

 

 

20

Способы реагирования в конфликте

1

31.01

 

 

21-22

Изменения личности в профессии

2

7.02

14.02

 

 

V.

Профессиональная  пригодность

5

 

 

 

23

Специфические профессиональные качества

1

21.02

 

 

24-25

 Личный профессиональный план

2

28.02

6.03

 

 

26-27

 Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе

2

13.03

20.03

 

 

 

Современный рынок труда

3

 

 

 

28

Деловая игра:

« Свой бизнес»

1

3.04

 

 

29

 Психологические особенности публичного выступления

1

10.04

 

 

30

 Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

1

17.04

 

 

VII.

Профориентация

2

 

 

 

31-32

Профессиональное самоопределение

2

24.04

8.05

 

 

33-34

 Проектирование профессионального жизненного пути.

2

15.05

22.05

 

 

 

ИТОГО:

34