Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Цель: 

  •  расширить знания детей о природе;

Задачи:

  • раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;
  • воспитать  положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;
  • развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.

       Оборудование:

  • запись «Птичьи голоса»;
  • рисунки цветов, грибов, ягод, животных;
  • Красная книга;
  • ИКТ.

                          Лес – наше богатство.

                           Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости.

     Звучит стихотворение С. Погореловского  «Лес». (птичьи голоса)

Здравствуй,  лес,

 Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой не упусти:

Ты же видишь, мы свои.

Учитель: (на фоне птичьих песен, взятых из записи «Птичьи голоса»).

- Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно.  Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.

Много интересного в лесу! Нужно уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.

-Сегодня на нашей игре встречаются две команды: «Солнышко» и                

 «Радуга». Оценивать вас будет опытное жюри по пятибалльной системе.

  -Итак, я  открываю первую  страницу устного журнала. Она называется:

         «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт.»          

- Что собой представляет лес? ( ответы)

           ( фильм о лесе )

- Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет, сейчас проверим.

   Конкурс 1. « Загадочный» ( разминка)

              (загадки о деревьях, кустарниках, травах.)

 

1) Белые овечки

    Бегают по свечке.   (Верба )  

2)  Что же это за девица:

      Ни швея, ни мастерица,

      Ничего сама не шьёт,

     А в иголках круглый год?      ( ель )

3)  С этих шариков пушистых

      Полетят парашютисты.           ( одуванчик )

4)   Ни кто не пугает,

      А вся дрожит.               ( осина )

5)    Разбежались по опушке

        В белых платьицах подружки.   ( берёза )

6)    Самое сладкое дерево наших лесов.     ( липа )

        (картинки растений на слайдах)

- Ещё в лесу много домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт.

    Конкурс 2. «Кто и где живёт».

   *Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)

   *Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму.   (Белка.)

   *Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы.   (Бурундук)

   *Похож на собаку, но больших размеров, хищник.   (Волк).

   *Лесной доктор.   (Дятел).

   *Лесной санитар.   (Муравей.)

- Ребята, к нам пришли письма из леса. Вот два письма. Нужно узнать кто их написал.(каждой команде по письму) 

     Конкурс 3. « Почтовый ящик.»   (письма в конвертах)

 

     Конкурс 4. «Загадочное животное.»

- Расшифруйте названия животных.

                                      1 команда:

   

соль

вайруем

кабел

лось

муравей

Белка

 

                                       2 команда:

   

девьдем

баобчак

шаугкял

медведь

бабочка

лягушка

                              Ученик:

     Бежит тропинка через лес,

     Ныряет вправо, влево.

     Куда ни глянь, цветы вокруг,

     Да по колено травы.

   Конкурс 5. «Ромашка.» ( У ромашки отрывают лепестки. )

- На лепестках на тему « Легенды о растениях.» Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.

  1. В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик.      ( Шиповник. )
  2. Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача  Пеона, который лечил людей отварами цветов.     ( Пион. )
  3. Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов.     ( Ромашки. )
  4. Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши.     ( Василёк.)

- Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом  цветов становится всё меньше и меньше.

           Ученик:

          На земле исчезают цветы,

          С каждым годом заметнее это.

          Меньше радости и красоты

          Оставляет нам каждое лето.

          Откровенье цветов луговых

          Нами понято было едва ли.

          Беззаботно топтали мы их

          И безумно, безжалостно рвали….

- Ребята, надо ли рвать цветы?    ( Ответы детей.)

Читает стихотворение азербайджанского поэта Самуа Вергуна:

                          Я должен над цветами поклониться

                           Не для того, чтоб рвать, или срезать,

                           А чтоб увидеть добрые их лица

                           И доброе лицо им показать.

- Помните это, дети!

- Следующий конкурс  № 6  «Эрудит.» 

  1. Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается?               (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками. )
  2. Зачем нужны змеи, ведь они опасны? ( Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Змеиный яд используется в медицине.)
  3. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (  Они являются кормом и лекарством для многих животных.)
  4. Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? ( Пчела погибает.)
  5. Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: « Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. ( Божья коровка.)
  6. Почему у лиственницы такое название? (Она, как лиственные деревья, сбрасывает хвою.)                                                                                                                             
  7. И последний конкурс на этой странице № 7 « Жалоба».

- Я вам предлагаю вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного и определить, о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.

                Открывается вторая страница нашего журнала

                                          « Дары леса».

   - Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!

                1 задание. Игра « По грибы, по ягоды».

- Сейчас нам предстоит пойти в лес по грибы, по ягоды. Но, как вы знаете, не все грибы и ягоды пригодны в пищу для человека. Поэтому вы должны определить, что мы будем собирать.

  • Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись,  вся она покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.)
  • В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Маслята. )
  • Гриб красивый, яркий. Для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека- смертельный яд! ( Мухомор. )
  • Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. ( Земляника. )

                    Задание 2 «Дары леса». Кроссворд

                       Физминутка:      В лесу. 

                    Вверх руки подняли и покачали

                    Это деревья в лесу.

                    Низко присели, вниз посмотрели

                    Это жучок пьёт росу.

                     В стороны руки, плавно помашем.

                    Это к нам птицы летят,

                    Где они сядут, тоже покажем .

                    Сели все дружно назад.

    - Перелистываем следующую страницу 3 , а называется она

                                                « Лесная аптека».

   - В лесу своя аптека, которая помогает нам ,людям, избавиться от многих болезней.

   - Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей )

                      Ответьте на вопросы:

  1. Какие лекарственные травы применяются при простуде?   ( Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины. )
  2. Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел. )
  3. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе?  (Зверобой.)
  4. Какие растения помогают при упадке сил? ( Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой. )

- Я бы хотела немного добавить:

  • Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.
  • Кашель, бронхит лечит настой из мать и мачехи.
  • Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.
  • Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.
  • Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.
  • Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.

- Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.

                        4 страница – « Красная книга».

Учитель показывает « Красную книгу».

- Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)

- В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.

- Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу? ( ответы детей )

- А многих животных и растений этой книги можно скоро будет  увидеть только на картинке ( показываю и называю).

     Розовый пеликан, утка-мандаринка, розовая чайка,       Амурский тигр, манул, жужелица Кавказская,       женьшень, венерин башмачок, прострел (сон-трава).

- Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.

- Открываем последнюю 5 страницу нашего журнала «Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?»

    - Давайте вспомним правила поведения в природе. Каждая команда называет по очереди, кто больше вспомнит.

                           Памятка:

  • НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
  • НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
  • НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
  • НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
  • НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
  • НЕ разоряй птичьи гнёзда.
  • НЕ разоряй муравейники.
  • НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  • НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
  • В лесу старайся ходить по тропинкам.

 

                   Ученики читают стихотворения:

               Если в лес пришёл гулять,

               Свежим воздухом дышать,

                Бегай, прыгай и играй,

                Только, чур, не забывай,

                Что в лесу нельзя шуметь,

                 Даже очень громко петь.

                Испугаются зверюшки,

              Убегут с лесной опушки.

               Ветки дуба не ломай,

                 Никогда не забывай

               Мусор с травки убирать,

               Зря цветы не надо рвать!

                  Из рогатки не стрелять:

                  Ты пришёл не убивать!

                Бабочки пускай летают,  

                  Ну кому они мешают?

                Здесь не нужно всех ловить,

                Топать, хлопать, палкой бить.

                   Ты в лесу – всего лишь гость.

                 Здесь хозяин – дуб и лось.

                     Их покой побереги,

                  Ведь они нам не враги!

                Помоги лесным зверюшкам,

               Приготовь для них кормушки.

                    И тогда любой зверёк –

                   Будь то ласка иль хорёк,

                   Ёж лесной, речная рыба –

                   Скажет: « Ты – мой друг!

                                    Спасибо!»

   - Белла Дижур написала « Жалобную книгу природы».Это грустная книга.  А многие её страницы – даже страшные. « Рыбные кладбища. SOS! – кричат реки». Таковы названия некоторых глав. И всё - таки писательница заканчивает свою книгу с надеждой. Она верит, что разум и доброта победят.

        Стихотворение Станислава Куняева читают дети:

                  Я люблю тебя большое время,

                  Но прошу – прислушайся ко мне:

                  Не губи последнего тайменя,

                  Пусть гуляет в тёмной глубине.

                  Не губи последнего болота,

                  Загнанного волка пощади,

                  Чтобы на земле осталось что-то

                  От чего щемит в моей груди.

   - Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую среду, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.

                     Звучит финальная песня.

Чтоб могли цветы расти
Всюду без опаски,
Их в букеты ты не рви –
Относись к ним с лаской.

Другом ты природе будь:
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.

Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.

Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
Сохранить несложно.

- Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.

Итог мероприятия: - какую помощь  мы можем  оказать природе нашего края?

                                   Разработайте проект «Моя помощь природе»