Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско – патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе.       Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения  к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Это необходимость также научить школьников критически оценивать негативные моменты отечественной истории, не впадая в критиканство и всеобщее очернительство. Неоценима в этом ключе роль российского образования.  Гуманистическое  воспитание, пропагандируемое в нынешнем обществе, одной из своих задач ставит возрождение традиций русской ментальности, чувства патриотизма.  Патриотическое  воспитание  стало направлением

     образовательной политики России. Это система знаний интегрированного и

обобщающего характера, акцентирующая внимание не только на формирование

     духовности личности, но и на выработке стратегии поведения современного

человека. В связи с этим гражданско – париотическое воспитание является

     составной частью процесса и как межпредметная форма деятельности в рамках

     образовательного пространства, и как форма организации школьной жизни, которая   

     способствует демократическому поведению всех участников образовательного

     процесса.

 В географическом образовании  поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения развития чувства гордости за свою страну, воспитание личности гражданина  - патриота Родины.

 На уроках географии в 9 – 10 классах в программе курсов «География России»     

 При изучении природы и хозяйства географических районов я определяю цели:        

  • Познакомить учащихся с обычаями, традициями русского народа и народов России;
  • Сформировать у детей интерес к изучению истории страны, села, школы, своей семьи;
  • Воспитывать уважительное отношение к государственным символам России;
  • Укреплять единство и дружбу народов России;
  • Знакомить с православными традициями русского народа.
  • Воспитывать личность гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.

В районах Восточно- Европейской равнины на уроках мы знакомимся или уточняем знания исторических событий: Ленинградской блокады (Северо-Западный р-н), битвы под Москвой (Центральная Россия), Курской дуги (Центрально-Чернозёмный), Сталинградской битвы (Поволжье). Урал отмечаем

«как опорный край державы».

В 6,7 классах, изучая оболочки Земли, различные природные явления я влючаю  краеведческий материал. Так, наше село расположено на берегу реки Дон, который в годы войны стал препятствием для продвижения фашистов. У переправы  получил ранение  наш земляк – герой  Великой Отечественной войны Дмитрий Антонович Шилов, Кавалер Орденов Славы трёх степеней.  

          И от дома отчего вдали,

 Грудью заслонив свою державу

          По дорогам дымным пронесли

          Мы её могущество и славу.           К. Ваншенкин

Рассказываю учащимся о тяжёлых испытаниях, с которыми ему удалось успешно справиться. На карте  находим места боевых сражений, где  Дмитрий Антонович совершал подвиги: Дон, Воронеж, Белгород, Белоруссия , Литва, реку Неман,

Германия, Берлин.

На экскурсиях в урочище «Широкий лес» детям показываю памятник воинам, погибшим в годы ВОВ. Это были раненые солдаты, которых привозили с поля сражений со стороны Тербунов. А рядом поле, где располагалась временная

Санчасть и была уничтожена фашистскими бомбардировщиками. Рядом в лесу находим заросшие , но ещё заметные окопы, блиндаж.

 На уроке по теме «Ветер» я ставлю проблемный вопрос – В чём причина движения воздуха? И читаю рассказ: « В годы ВОВ над городом, временно оккупированным фашистами, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду.3 дня фашистские дозорные следили за небом, пытались обнаружить там самолёт. Самолёта не  было видно, а листовки продолжали уноситься ветром. Как потом выяснилось, распространение листовок организовал молодой партизан Саша. Как же он это сделал? Для этой цели он использовал высокую заводскую трубу. Она поднималась над землёй на высоту 30 метров.  - А теперь разгадываем тайну. Если у поверхности земли было атмосферное давление 760 мм рт. ст. , высчитайте , каким оно будет на верхнем конце трубы?  Ответ -757 мм рт.ст.   -Какие знания по географии применил партизан? (С поднятием на высоту 10 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст.)  Рассуждаем: значит внизу воздух испытывал большее давление, чем вверху. Поэтому, потоки воздуха устремлялись снизу вверх, унося с собой листовки, которые стопкой были сложены в потухшей топке. Отвечаем на заданный вопрос – Для движения воздуха нужна разница в атмосферном давлении. Вот такой пример показывает патриотизм героев войны, который воспитывает и любознательность, и понимание себя как частицы великого государства.

Два последних учебных года в «День знаний» проводим классные часы: «Отечественная война 1812.», «100-летие Первой Мировой войны», что способствует военно-патриотическому воспитанию учащихся.

Ну, а зёрнышки патриотического воспитания прорастают  от любви к родному краю. Начиная с 5 класса изучаем, исследуем,  открываем тайны родной природы с. Дмитряшевки. Посмотрите презентацию Левина Артёма, учащегося 7 класса «Тайны любимой тропинки», которая подготовлена на областной фестиваль  для одарённых детей с ОВЗ (инвалидов)   «Уголок России – Отчий дом»

Руководитель:  Родионова Т.Ф., учитель географии