Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Использование игровых технологий на уроках географии

                                                           Родионова Т.Ф., учитель географии.

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя- выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели- развитию личности ученика. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игровые технологии в своей работе использую на уроках  различных типов. Так, на уроках систематизации знаний, закрепления умений, использую методический приём «Рекламное бюро». Класс, по желанию учеников, делится на «всемирно известные» рекламные кампании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков. Всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проект для материка (7 кл), природного явления (6 кл), государства (7 кл.,10 кл), и представить его на «суд мировой общественности»- класса.

Каждая компания обязана при рекламирования использовать наглядный материал по  географическому объекту (рисунки, схемы, видеоматериал, фотографии, журналы, презентации и т.д.). При рекламировании желательно использовать ТСО. Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально представление длится десять минут. Рекламные кампании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проект Японии. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проект Японии, и т.д.Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, передавать ему форму и защищать его, а главное - видеть его практическую реализацию.

На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся отрывающиеся бочонки, в которых вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро».

Вопросы для геологов, которые помещаются в бочонках подготавливаются учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.

Потом начинается сама игра. Ученики,  по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики должны дать ответы.

В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При оценивании я ориентируюсь на сильных учеников, которые действительно знают предмет. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильный ответ), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, значит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение. При этой игре, в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.

На уроках обучения умения и навыкам использую деловые игры. Например, в седьмом классе при изучении океанов, предлагаю ученикам такие ситуации:

- Один из вас будет капитаном, другой- штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по Атлантическому океану, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

- Представьте, что вы потерпели кораблекрушение и спаслись на плотике. Расскажите о случившемся, попытках выжить.

- Восьмиклассникам после изучения темы о Сибири и Дальнем Востоке предлагаю следующие ситуации:

- Вы едете в поезде по Транссибирской магистрали от Хабаровска до Омска. Что вы увидите из окна поезда?

- Представьте. Что в начале сентября вы пришли в лес за грибами в тайгу  Предбайкалья и заблудились. У вас куртка, сапоги, коробка спичек, два бутерброда. Что в таких экстремальных условиях вы сможете предпринять?

Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную. Основанную  на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать.

Очень интересно проходит деловая игра по экономической географии. Вот несколько ситуаций для девятого класса:

1.Вы работаете в окрестностях Уренгоя на буровой. Какие трудности в работе и в быту вы испытываете?

2.Вы -  руководитель крупного акционерного общества в   Южноякутском ТПК. Выберите и обоснуйте профиль строящихся предприятий. Как будут решаться проблемы кадров жилищного строительства, охраны окружающей среды?

Ситуаций можно придумать много. Главное, чтобы они были современными.

Деловая игра в 8 классе «Можно ли построить ГЭС?» 

Цель: составить локальный географический прогноз вероятности использования данной территории в хозяйственном регионе.

Подготовительный момент

  1. Класс делится на 4 группы: географы, гидрологи, экологи, спецкомиссия  или эксперты. Желательно, чтобы в эти группы вошли самые сильные ученики.
  2. Оборудование: атласы, карты «Западная Сибирь», физические и экологические, ПК-ОТ,, задания группам.

                                      Ход работы

  1. Учитель - заказчик проекта- делает вступление, объясняя свои условия и требования. Финансирование при разработке проекта роли не играет. Называется район. Координаты 64-67 с.ш. и 64-72 в.д.
  2. Группам на 20 мин. дается задание.
  3. Затем каждая группа отчитывается о своей работе и выносит свое решение о возможности использования данной территории.
  4. Спецкомиссия за отведенное время суммирует работу всех групп и делает вывод о целесообразности строительства здесь ГЭС.
  5. Оценки выставляют консультанты в группах.

Игра занимает 40-45 мин.

  Задания группам:

1  Географы. Составьте краткую физико-географическую характеристику данного региона по плану: рельеф, воды суши, природные зоны, грозные природные явления, условия жизни людей.

II.Гидрологи. Укажите положительные и отрицательные стороны строительства ГЭС, вычислите расход воды в реке в данном районе. Укажите, как можно будет использовать электроэнергию в районе.

III. Экологи. Какие последствия вызовет строительство ГЭС, как это отразится на природе района? Установите, какие изменения произойдут в жизни человека с точки зрения экологии.

IV. Специальная комиссия. За отведенное время подготовить комплексную оценку данного региона. Прослушав выступления, сделайте замечания по работе каждой группы (в случае необходимости) и общий вывод о строительстве ГЭС в указанном регионе.

Использование активных методов способствует активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, а также на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.