Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Формирование устойчивых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) в ходе коррекционной работы педагога-психолога. выступление

Формирование устойчивых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления)  в ходе коррекционной работы педагога-психолога.

Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами психического развития ребенка. Восприятие, внимание, память, мышление, целенаправленное поведение формируется с прямым участием речи.

У детей, имеющих нарушения речи,  как правило, наблюдается отставание в развитии всех познавательных процессов.

У детей с нарушениями речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев. Внимание,  как правило, неустойчиво, недостаточная целенаправленность и низкий уровень концентрации. Таким детям трудно сохранить усидчивость, работоспособность и произвольное внимание.

Особенности слухового восприятия непосредственно связаны с нарушением фонематического восприятия. При этом характерно нарушение звукопроизношения, как следствие, возникают трудности, связанные с произношением

Неустойчива речевая память, снижена способность к запоминанию зрительного и слухового материала. Заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Также наблюдаются пониженный уровень психических обобщений, недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно–следственные связи, низкий уровень понимания словесных конструкций. Дефекты речи приводят к трудностям формирования операций сравнения.

Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношения, словаря, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления ребенка.

Указанные особенности в развитии детей требуют специальной работы по их коррекции, учитывающей сильные и слабые стороны развития их психики. Особое внимание уделяется развитию произвольной, осознанной деятельности, умению контролировать свои действия и достигать требуемого результата.

Коррекционно-развивающие занятия проходят в следующих формах: групповая, индивидуальная.

Начало коррекционно-развивающих занятий всегда предваряется ознакомительной беседой с учащимися, в котором им сообщают в самом общем виде  цели проводимых занятий. При этом желательно вызвать интерес к предстоящей работе.

Во время проведения коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи, педагогу-психологу необходимо придерживаться следующих правил:

1)     Осуществляется индивидуальный подход к каждому из детей  во время коррекционных занятий;

2)    предотвращается наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередуя умственную  и практическую деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и т.д.);

3)    используются методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность, развить речь и сформировать необходимые у них навыки;

4)    в системе коррекционных занятий предусматривается проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов программы, а также обогащение их знаниями об окружающем мире;

5)    во время работы с такими детьми очень важно подмечаются и поощряются малейшие успехи, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;

6)    учёт того  факта, что дети  имеют нарушения речи, могут не понимать многих слов и высказываний (вследствие бедности своего словарного запаса), следовательно использовать доступные для ребенка слова и одновременно следить за правильностью их речи;

7)      основным правилом проведения коррекционно-развивающих занятий является доброжелательность атмосферы, в которой она проводится.

Поскольку познавательные процессы существуют и развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление.

Все задания располагаются от простых, направленных на развитие более низких элементарных уровней познавательных процессов, к сложным, способствующим развитию высокоорганизованных, опосредованных речью и другими психическими процессами, уровням.

Задания, в зависимости от ведущей задачи,  отвечают закономерностям развития любой психической функции: от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической и абстрактной.

В процессе коррекционной работы сочетаются  упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат,  используются  различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности учитывающие эмоциональные и личностные аспекты детей данной категории.

Основным методом коррекции внимания у детей с речевыми нарушениями служат игровые занятия, целью  которых является установление всестороннего контакта с ребёнком, создание устойчивой совместной игры, развитие навыков общения.

Другим эффективным методом коррекции является психотренинг. Психотренинг - комплекс упражнений, направленный на развитие психических процессов. Занятия могут проводиться индивидуально или в малых группах (3-6 человек).

Конструирование - это эффективный способ коррекции пространственного восприятия детей с нарушением речи.  При составлении предмета, дети устанавливают связь между целым и частями, что имеет чрезвычайно важное значение для коррекционного развития пространственного анализа и синтеза.

 Дети быстрее усваивают информацию о величине, если их активно привлекать к различным видам конструирования: по образцу, плану, к произвольному конструирования и т.п. В процессе составления разрезанных картинок, фигур из палочек, геометрической мозаики, конструкций из различного строительного материала дети анализируют форму предметов, сравнивают их между собой и образцом, соотносят части предметов, величины путем наложения и приложения, используют условные обозначения.

 Важным этапом коррекционной работы является формирование представлений о направлениях пространства, в частности, умение ориентироваться на местности, плоскости, понимать расположение предметов в пространстве.

 Внимание также  уделяется  выработке умения ориентироваться в аспектах предмета, расположенного перед ребенком: определять ориентиры на листе бумаги, доске, в тетради; уметь определять верх и низ, правую и левую стороны.

Для коррекции памяти разработаны серии заданий: 

Первая серия направлена на развитие невербальной памяти. В нее входят игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания.

Вторая серия направлена на развитие вербальной памяти без использования наглядного материала.  Данные задания направлены на развитие слухоречевой памяти, на развитие умения обобщать, на формирование сосредоточенности, концентрации и переключение внимания и фонематического слуха.

Третья серия направлена на развитие вербальной памяти с использованием  наглядного материала. В данных упражнениях  стоит задача не только развивать слухоречевую память, но и автоматизировать  звуки в словах.

Что касается мышления, то   коррекционная  работа направлена на поэтапное формирование основных компонентов мышления,  в связи с этим используются игры и упражнения, направленные на  формирование  способности  устанавливать  временные, причинно – следственные связи  и зависимости, формирование умения рассуждать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы в виде суждения и умозаключения.

Кроме того, в коррекционные занятия включаются  игры на развитие мелкой моторики, которые в свою очередь не только создают благоприятный эмоциональный фон, повышают речевую активность ребёнка, но и учат концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Динамические паузы, несущие в себе целый комплекс коррекционных задач:

не только снятие напряжения, но и развитие памяти, внимания, эмоции;

развитие интонационной стороны речи.

Кинезиологические упражнения (по методике А.Л. Сиротюк) - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Данные нетрадиционные упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизуют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения проводятся  индивидуально и с подгруппой детей по 3-5 минут. Для постепенного усложнения упражнений используется ускорение темпа выполнения.

Таким образом,  в ходе коррекционной работы по формированию психических процессов используется комплексный подход.