Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Стране настоятельно требуются новые высококвалифицированные субъекты профессиональной деятельности во всех сферах общественной и производственной жизни. 

Индивидуально-творческий подход, преодолевая массово-репродуктивный характер современного профессионального образования, выводит его на личностный уровень, обеспечивает выявление и формирование у будущего специалиста творческой индивидуальности, развитие у него неповторимой технологии профессиональной деятельности. При этом большинство старшеклассников оказываются не готовыми к самостоятельному выбору своего дальнейшего жизненного пути, а если выбор был сделан, то приобщение к профессии сводится лишь к простому получению знаний, умений и навыков. Это свидетельствует о не достаточно сформированном профессиональном самосознании или  в малой эффективности предлагаемых технологий и методик профессиональной ориентации учащихся. Важнейшим компенсатором названных проблем является целенаправленная подготовка учащихся к профессиональной деятельности, иначе говоря - актуализация человеческого ресурса. В данном случае, большая роль в помощи правильного выбора профессии отводится профориентации. Задачи, стоящие перед профориентацией на сегодняшний день состоят в том, чтобы готовить человека к профессиональному самоопределению, развивая его способности к самообучению, самоанализу и развивая его умения  искать, находить и принимать(на основе выбора) адекватные решения. Сложность работы по профессиональной ориентации состоит в том, что педагоги и психологи работают как бы в двух временных планах: план настоящего времени (реальные дети с их сегодняшними бедами и радостями) и план будущего времени (дети - как будущие граждане страны) /1/. Таким образом, вся работа по профориентации по сути своей прогностична, т.е. ориентирована на будущее, на то, чего еще нет. Далеко не всегда в такой ориентации удается правильно спрогнозировать экономические, политические, технологические и т.п. линии развития общества, поэтому определяющим для полноценного профессионального и личностного самоопределения человека часто оказывается именно ценностно - нравственная ориентация. При этом профессиональная ориентация направлена на активизацию внутренних, психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в профессии, т.е. речь идет не о подготовке школьника к выбору профессии, а о его подготовке к профессиональной деятельности в целом (к будущим смыслам профессиональной деятельности), то главное в этом процессе, - развитие природных данных, способностей, реальных  возможностей  каждого    конкретного учащегося. Возникает задача - как, какими средствами и кто можно решать поставленные задачи.

В первую очередь- это вопрос  подготовки учащихся к профессиональной деятельности. Как показывают исследования, в целом ряде профессий доминирующая роль принадлежит «телесным», неявным формам знания,  передаваемым «из рук в руки от» учителя (мастера) к ученику (подмастерью) /2/.

В последнее время актуализировалась  информатизация системы образования. Процесс информатизации, как и всякое сложное социальное явление, неоднозначен и противоречив. Проблемы, возникающие в процессе информатизации социальных систем можно дифференцировать по разным основаниям. Профориентации  учащихся и использование информационных технологий как мощного ресурса в повышении эффективности профориентационных работ определяет проблемы «границ информатизации», «границ компьютеризации». Вопрос о «границах»  возник в связи со  стремлением понять фиксируемую на практике противоречивость и неоднозначность процессов информатизации различных социальных систем, что порождает неоднозначность их оценок и толкований. Специалисты ставят вопросы: везде ли нужны современные информационные (компьютерные) технологии, в чем их плюсы и минусы с точки зрения использования этих технологий в процессе профессионализации, как можно передать опыт и мастерство?

Обозначенная тенденция подтверждается нашими исследованиями, которые проводились в период с 2003 по 2008 год и имели целью изучение особенностей психических состояний пользователей ЭВМ (в сферах «человек-человек», «человек-знак», «человек-природа», «человек-техника», «человек-художественный образ») в процессе компьютеризованного обучения. Предметом исследования были психические состояния учащихся в условиях компьютеризованного обучения и их оценка самими пользователями. Объектом исследования стали студенты-учащиеся, уже обладающие начальными навыками работы на компьютере, и  клиенты Красноярского краевого центра профориентации и переобучения. Всего было обследовано 256 человек: 168 студентов-учащихся (возраст 16 - 21 год),    88 клиентов центра (возраст 24-36 лет). Исследование психических состояний пользователей проходило в три этапа. На первом этапе, при помощи специально разработанной анкеты, были выявлены наиболее часто встречающиеся деструктивные состояния, возникающие у респондентов при работе на компьютере. На втором этапе проводилось подробное изучение психических состояний, испытываемых пользователями: до работы на компьютере, во время работы на компьютере и после работы на компьютере. Третий этап заключался в опросе респондентов на предмет общего влияния компьютера на пользователей, осведомленности пользователей в области информатики и программирования и отношения самих пользователей к переживаемым психическим состояниям.

Исследования  показали, что наиболее распространенными преобразованиями здесь являются персонификация компьютера, то есть наделение его чертами субъектности и идентификация с ним. Студенты наделяют компьютер такими чертами и свойствами, как, например:  «друг», «душевный человек», «собеседник», «терпеливый», «психолог», «художник», «гений», «мудрец», «профессионал», «мужественный», «лидер», «невротик», «упрямый», «эгоцентрик», «фанатик», «фантазер». Объективной стороной персонификации является диалоговый характер работы на компьютере. Однако в социокультурном и психологическом аспектах, здесь, не все благополучно. Персонификация есть только начало более глубоких преобразований, таких как деперсонализация (утрата представлений о своём «Я»), уподобление, социальная перцепция (редуцирование образов реальных людей), социальный дисбаланс. Здесь идентификация направлена на средство деятельности - компьютер. Результатом такой идентификации является экзуция - утрата человеком потребности и способности в непосредственном (живом) общении.

Еще одна работа, проведенная в Институте информатизации социальных систем Сибирского федерального университета , была посвящена социологическому исследованию на тему «Воздействие компьютерных технологий на человека: мнение пользователей ЭВМ». В опросе приняли участие 150 человек, 75 мужчин и   75 женщин. Положительное отношение к развитию компьютерных технологий выразили 88% опрошенных, 4% - отрицательное отношение, причем это женщины, которые осваивали компьютер не по собственному желанию, а по необходимости. Спокойно относятся к компьютеру на рабочем месте 33% опрошенных, с удовольствием - 20%, большинство из них женщины, раздражительно - 6%, большинство из них женщины, с безразличием - 2% - мужчины. На вопрос о социальных последствиях развития компьютерных технологий ответы распределились следующим образом: 70% опрошенных считают, что это приведет к увеличению возможностей коммуникации между людьми, 68% - улучшению состояния образования и науки, 18% -безразличию к судьбам людей, 18% - падению культуры,   14% -экономическому процветанию, 8% - деградации человека, 4% - снижению профессионализма. Значительное количество скептических оценок можно интерпретировать как результат противоречивости самого процесса информатизации образования, а также как следствие не разработанности многих проблем в теоретическом и методическом аспектах.

В узком смысле информационно-профессиональную  компетентность определим как умение отдельного индивида или какой-либо общности людей целенаправленно работать с  информацией профессиональной направленности и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Другими словами, информационно-профессиональная  компетентность выступает как система материальных и духовных способов обеспечения единства и гармонии во взаимоотношениях человека, общества, производства и информационной среды, т.е. может выступать как информационно-образовательный ресурс, так и информационно-образовательным потенциалом   для любого  человека в отдельности. Основой информационно-профессиональной  компетентности могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Она вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду профессиональной деятельности и определению  границ смыслов будущей профессиональной деятельности. Кроме того, информационно-профессиональная  компетентность непосредственно связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека. Являясь пока еще показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры человека, информационно-профессиональная компетентность со временем станет важным фактором развития каждой личности. Вот почему такую высокую актуальность приобретает проблема внедрения информационных технологий в такую важнейшую сферу развития личности как выбор будущей профессии, грамотное соотнесение индивидуальных особенностей, а также не всегда осознаваемых потенциалов с оптимальным выбором профессиональной деятельности.

Формирование информационно-профессиональной компетентности тесно связано с уровнем компьютерной грамотности человека, основы которой должны постигаться в период школьного обучения, что составляет еще один важный   аспект в исследовании процессов      профориентации.

Компьютерная грамотность  призвана обеспечить нашу готовность к грядущим качественным переменам в обществе, непрерывно насыщаемом этой прогрессивной техникой, а также и ожидаемым существенным переменам в самой информационно-профессиональной сфере будущего./4/ Выявленные возможности использованияи нформационно-образовательного потенциала учреждений технического профиля для профессиональной ориентации учащихся в контексте их успешной социализации позволяет  нам сделать ряд выводов:

1.   В системе профориентационных работ, направленных на подготовку учащихся к профессиональной деятельности, важное место должен занять процесс формирования информационно-профессио-нальной  компетентности учащихся.  Информационно-образовательный потенциал учреждения способен выступать средой актуализации информационно-профессиональной  компетентности обучающегося в контексте его успешной    социализации.

2.   Использование информационных технологий находит все большее применение и к процессам творческой деятельности человека в развитии его креативных способностей.

3.   Поиск средств компенсирующих обозначенные негативы технического прогресса являются актуальной задачей, как в исследовании названных тенденций, так и в разработке и внедрении современных педагогических технологий, рационально использующих возможности высокой техники.

Перспективы успешной социализации  человека своими основаниями уходят в организацию профориентационных работ, направленных не на выбор профессии, а на инициацию смыслов будущей профессиональной деятельности. Механизмом и важным ресурсом для выполнения этих задач являются современные информационные-образовательные технологии, а их внедрение в процесс профориентации  может стать  средством  индивидуализации и успешной социализации учащихся.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.   Климов Е. А. Как выбрать профессию / Е. А. Климов. - М., 1990.

2.   Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре // Вопросы философии. - №12. - 2003.

3.   Адольф В.А., Степановна И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога. // Информатика и образование. -   2006. - №1. - С.2-5.

4. Адольф В.А., Степанова И.Ю. «Об информационной культуре замолвим   слово ...» (К проблеме определения целей и содержания «информатического» образования в условиях становления информационного общества). // Информатика и образование. - 2009. - №2. - С.3-9.