«Животноводство в нашем крае»
ТЕМА УРОКА: «Животноводство в нашем крае»
Цель урока: сформировать представления учащихся об отрасли сельского хозяйства
– животноводстве.
Задачи:
- ознакомить детей с отраслями животноводства;
- развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, использовать в работе ранее полученные знания, умение работать с дополнительной литературой; развивать речь, внимание, память;
-воспитывать любовь к природе, родному краю и развивать чувство ответственности.
Оборудование: фотографии «На молочной ферме», «На пастбище», «На птицеферме», «На пасеке», раздаточный материал для опроса и изучения новой темы.
Ход урока
- Организационный момент, сообщение темы урока
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
-Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Красивые, грамотные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Сегодня у нас сельскохозяйственный урок. Мы познакомимся еще с одной отраслью сельского хозяйства – животноводством. Узнаем, на какие отрасли делится животноводство, и какие из них развиты в нашем крае.
II. Проверка домашнего задания
1. Актуализация знаний.
-Расскажите о животных, которые могут нанести ущерб растениеводству.
2. Выполнение теста.
Тест «Растениеводство и незаметные защитники урожая»
1. Основными отраслями растениеводства являются…
а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство;
б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыболовство.
2. Село даёт городу…
а) продукты питания;
б) продукцию для заводов и фабрик;
в) продукцию для ткацких фабрик.
3. Главными зерновыми культурами являются…
а) картофель, томаты, лён;
б) овёс, ячмень, рожь, пшеница;
в) лук, репа, подсолнечник.
4. К овощным культурам относятся…
а) морковь, петрушка, томат;
б) капуста, абрикос, персик;
в) вишня, баклажан, патиссон.
5. К сельскохозяйственным профессиям относятся…
а) ткач, металлург, геолог;
б) агроном, комбайнёр, овощевод;
в) цветовод, археолог, инженер.
6. Масло получают из семян…
а) гречихи и ячменя;
б) проса и овса;
в) подсолнечника и льна.
7. Жука с десятью чёрными полосками называют…
а) майским; б) скоробеем;
в) колорадским; г) жужелицей.
8. Врагами тлей являются…
а) канюки; б) златоглазки;
в) синицы; г) божьи коровки.
9. Гусениц яблоневой плодожорки уничтожают…
а) златоглазки; б) пустельги;
в) жужелицы; г) скворцы.
10. От мышей и полёвок урожай защищают…
а) совы; б) дрозды;
в) канюки; г) пустельги.
3. Исправьте ошибки в тексте:
Растительноядным животным скворцу, колорадскому жуку, божьей коровке достается часть урожая. Бобры и ондатры поедают зерновые культуры, чем наносят ущерб сельскому хозяйству. На них охотятся чайки, совы, канюки. Тли поедают огромное количество златоглазок, а колорадский жук выедает середину яблока. Скворцы и синицы питаются гусеницами колорадского жука.
III. Работа над новой темой
- Когда-то в прошлом веке все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Несколько тысячелетий назад человек приручил некоторых диких животных, чтобы использовать их в своих целях. Они должны были не только обеспечивать его молоком, мясом, яйцами, шерстью, но и стать для него друзьями, с которыми он мог бы коротать время. Первые попытки приручить животных были предприняты более 10 000 лет назад. Люди не просто одомашнили животных, а вывели множество новых пород. В настоящее время еще одной отраслью сельского хозяйства является животноводство.
- Что обозначает слово «животноводство»? Найдите толкование в словаре С. И. Ожегова. ( Животноводство – отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел и др .)
- Животноводство – это большая отрасль, и она делится на несколько частей. Об этом мы продолжим разговор.
- В каждом крае животноводство имеет свои особенности. Как вы думаете, почему?
1. Животноводство делится на несколько отраслей. Мы выделим главные отрасли.
-Сейчас вы мне сами эти отрасли назовёте, образовав сложные слова по образцу
Животно
Пчело
Рыбо водство
Свино
Птице
Коне
-Познакомимся с различными отраслями животноводства. Работу будем вести группами, каждая группа получит для работы все необходимое.
Пакет заданий для первой группы
1. Карточки с названием отраслей: разведение крупного рогатого скота, разведение мелкого рогатого скота.
2. Рисунки и фотографии «На молочной ферме », «Выпас отар на пастбище».
Источники: учебник с. 216 -217 .
Пакет заданий для второй группы
- 1. Карточки с названием отраслей :свиноводство ,коневодство .
- 2. Рисунки и фотографии «На свинокомплексе », «Конезавод».
- 3. Источники: с . 217 – 218.
Пакет заданий для третьей группы
1. Карточки с названием отраслей: кролиководство, птицеводство.
2. Рисунки и фотографии «Кролиководство», «Работа птицефабрики».
Источники: с. 219 – 220.
Пакет заданий для четвертой группы
- 1. Карточки с названием отраслей : рыболовство , пчеловодство .
- 2. Рисунки и фотографии « В рыболовном хозяйстве », « На пасеке ».
Источники: учебник с . 220 – 221 .
Карточка – помогайка (для всех групп):
- Название отрасли.
- Чем занимается отрасль, ее особенности.
- Получила ли развитие в нашем крае.
Сначала обсуждение проводится в группах. Представители от каждой группы делают сообщение. Проводится обсуждение в классе. В процессе обслуживания заполняется таблица-схема «Отрасли животноводства». Выступление каждой группы кратко обобщает учитель. Таблица записывается в тетради:
Отрасли Разведение крупного рогатого скота
Животноводства: Разведение мелкого рогатого скота
Кролиководство
Рыболовство
Птицеводство
Свиноводство
Коневодство
Пчеловодство
IV. Физкультминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
V. Работа по теме урока
-«Создать домашнюю ферму» из животных, живущих в нашем крае.
-Практическая деятельность учащихся.
(Представители каждой группы размещают животных на «скотном дворе»).
-Расскажите, что вы видите.
2.Закрепление изученного.
-Что нового вам удалось узнать на нашем уроке?
-Что такое животноводство?
-Разгадайте кроссворд «Животноводство».
Вопросы к кроссворду: 1. Отрасль животноводства, занимающаяся разведением кур, гусей, уток . 2. Человек, ухаживающий за пчелами . 3. Родственник зайца.
4. Он в мундире ярком,
Шпоры – для красы.
Днем он забияка,
По утру – часы.
5. Доктор животных.
6. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица.
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
7. Пятак есть,
А ничего не купит.
8. Посреди двора
Стоит копна.
Спереди - вилы,
Сзади – метла.
9. Узнай животное по признакам: грива, питается овсом.
10. Человек, который сопровождает животных на пастбище.
11. Человек, занимающийся разведением скота.
12. По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан.
13. Как называется шерсть овцы?
(Ответы: 1. Птицеводство .2.Пчеловодство .3. Кролик .4. Петух .5. Ветеринар . 6. Коза .7. Свинья . 8. Корова .9. Лошадь .10. Пастух .11. Зоотехник .12.Овца .13. Руно. Ключевое слово: Животноводство.)
VI. Подведение итогов урока
-Назовите отрасли животноводства.
Выставление оценок.
Домашнее задание
Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя » ( с. 214 -222 ).