Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Успешен ученик – успешен урок – успешен учитель.

 

   Потребность в успехе играет большую роль в развитии личности. Стремление к успеху – цель нашего обучения. Однако обучение и воспитание каждого отдельного ребёнка – чрезвычайно сложный процесс, зависящий от множества постоянно меняющихся, непредвиденных обстоятельств.

   Конечно, успешность обучения учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения учителя выбирать оптимальные методы и приёмы, правильно строить систему уроков. Определить место каждого метода и приёма в изучении предмета. Беседа, самостоятельная работа, наблюдения над изучаемым материалом, ученические сообщения, доклады, рефераты… - это арсенал средств, который находится в руках учителя. Успешность учительского труда можно определить, ориентируясь на следующие критерии:

Хорошо проведён урок: ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил себя более компетентным.

Плохо проведён урок: ученик уходит с урока подавленным или разочарованным, он не видит полезного результата занятий для себя.

Но не всё зависит только от старания учителя. Многое зависит и от самого ребёнка. Чтобы достичь успеха в обучении, у ребёнка, на мой взгляд, должно быть:

стремление к этому (желание учиться, желание успеха);

прилежание;

хорошая память;

смекалка.

 

   Луи Пастер, человек, представляющий весьма яркий образец редкостного самопожертвования и необычайной плодовитости в науке, однажды убеждённо заявил: «Желание – это великая вещь… Ибо за Желанием всегда следуют Действие и Труд. А Труд почти всегда сопровождается Успехом». А желание возможно лишь тогда, когда учение увлекает, приносит радость, даёт удовлетворение. Поставим перед собой вопрос: «Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребёнком, увлечённо играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться всё лучше и лучше?» Очевидно, что у каждого из них активизирован мотив достижения успеха, избегания неудач, стремление к повышению уровня собственных возможностей.

   Когда школьник знает материал, он чувствует себя на уроке комфортно, ему очень хочется ответить. Но часто учителю тоже хочется быть активным, у него не хватает терпения, и он, не дослушав ученика, рассказывает за него сам, или, не дав подумать, отвечает за него, хотя класс или часть учеников могли вспомнить сами. Между тем ещё в 20-е годы руководитель школы им.Достоевского (известный по книге Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика Шкид» В.Н.Сорока-Росинский сформулировал весьма ценный принцип «Поменьше учителя – побольше ученика». Как к успеху на уроке могут прийти многие ученики, если у доски 10 минут отвечают лишь два ученика, а остальные – в тетради? Как будто все заняты делом, но никакого умственного напряжения это дело не требует. А есть другой вариант: 2-4 ученика работают с обеих сторон доски так, что процесс работы на доске классу не виден. Сидящие за партами выполняют задание самостоятельно. Только после этого запись на доске показана всем, и учащиеся проверяют свою работу. Этот метод «закрытой доски», описанный психологом Ф.Н.Гоноболиным, значительно повышает активность класса, активизируя многих на успех выполнения задания..

На уроках важно, чтобы ученики почувствовали свою значимость, почувствовали успех. А для этого учителю нужно стараться не давать готовых знаний, а вести к ним. Например, на первом уроке по теме «НЕ – НИ с местоимениями» на доске записываю слова: никто - некто. Затем подписываю под словом никто слово ничто и обращаюсь к классу: а что нужно подписать под словом некто? Таким образом, класс сразу втягивается в поиск, т.е. учитель подводит учащихся к тому, чтобы самостоятельно «открыть» правило. И в этом случае добытое нехитрое грамматическое правило отличается от внимательно прослушанного и добросовестно выученного. Каждый из учеников на таком уроке превращается в «лингвиста», это они «сами» для себя (но с чувством, что и для других) определяют языковые законы и закономерности, устанавливают языковые нормы…Как писал немецкий педагог Гербарт, плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Объяснение на уроке провожу в форме беседы с учащимися, во время которой, заполняя схемы, записывая в тетради основные моменты темы, отвечая на вопросы, ученики вместе с учителем думают, рассуждают. Учащиеся на уроках русского языка и литературы охотно интерпретируют отдельные слова, новые термины, понятия, когда я побуждаю их к этому вопросами: «Какое бы определение понятия дали вы?», «Как объяснить этот термин?» и т.п. Разумеется, некоторые суждения учащихся неточны и даже неверны, но учащиеся, как правило, сами это замечают, предлагают другие трактовки, среди которых находят и наиболее удачную. Чем такой приём привлекает учителя? Прежде всего тем, что есть свобода поиска, новые знания не навязываются, а «открываются» самими учащимися, тем самым ученики приходят к удовлетворению, к самоуважению, к УСПЕХУ. На своих уроках я использую и такой приём: предлагаю самим ученикам задать отвечающему дополнительный вопрос по пройденному материалу.  Вопросы разные по содержанию, не всегда точные и удачные. Но ученики чувствуют себя «знатоками», чувствуют ответственность и за вопрос, и за ответ, т.е. и за себя, и за отвечающего. Оказывается, «можно превратить урок в науку, обучение которой доставит детям радость полёта, страсть погружения и романтику сновидений», - так писал Шалва Александрович Амонашвили. А если ещё учитель обсуждает со своими учениками домашнее задание или даёт возможность выбора для домашнего задания ряд упражнений – ребёнок опять чувствует себя не просто пассивным исполнителем, пусть даже и прилежным, а соучастником.

   Успешность обучения – это не только хорошие оценки, это радость открытий, изобретений. Но чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, открывать и изобретать сам.

Одним из важнейших направлений в работе учителя является показ учащимся их успехов. Их продвижения. Это достигается тем, в первую очередь, что учитель чётко выявляет новое в содержании каждого урока. Указывает на трудности и раскрывает пути их преодоления, поощряет учеников. Например, учитель указывает, какие трудности подстерегают учащихся в том или ином материале, и выражает убеждённость, что преодоление их будет по силам для данного класса. Учитель указывает, как рассуждать, на что обратить внимание, чтобы не допускать ошибок, как экономно и рационально выполнить работу.

   Полезны и такие приёмы, которые заставляют учащихся задуматься над трудностями материала и предлагать свои пути их преодоления. Например, в начале урока спрашиваю учащихся, какие им встретились трудности при подготовке домашнего задания, что им кажется сложным в изучаемом материале. При оценивании ответов учащихся интересуюсь, как бы класс оценил ответ одноклассника.

   Один из приёмов успешного обучения – самостоятельная работа с несколькими вариантами, различающимися по трудности, но варианты выбирают сами ученики. Я заранее объявляю, какое задание соответствует какой оценке. Такая работа усиливает стремление учащихся к успеху. Ведь учитель не делит их на «сильных» и «слабых», а даёт возможность проявить свои способности. Всё это достигается и благодаря тому, что общая атмосфера таких уроков непринуждённая, школьники не боятся высказывать своё мнение.

   Говоря о педагогических приёмах, способствующих стремлению и учителей, и учащихся к успеху, нельзя забывать о поощрении. Нужно ли поощрять успех? Представьте, как трудно учиться, когда ваши неправильные ответы критикуют или игнорируют, а правильные ответы не получают заслуженного поощрения. Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий следует:

Чаще проверять работу школьников в микрогруппах; менять их состав, составлять группы из учащихся со смешанным уровнем способностей для выполнения совместных заданий.

   Слабым ученикам во время урока давать «ключи», подсказки и определённое время для ответа, хвалить за правильные ответы, вызывать отвечать также часто, как сильных учеников, показывать, что вы верите в то, что они могут хорошо учиться.

Вовлекать в работу всех учеников, продумать систему вызова, при которой все практикуются в чтении, говорении и отвечают на вопросы; распределять задания между учениками равномерно.

   Контролировать своё поведение, тон голоса, дистанцию по отношению ко всем учащимся, улыбаться, когда школьники подходят к вашему столу.

В своей книге «О страхе и мужестве в первоначальном воспитании» П.Ф.Каптерев перечисляет такие меры поощрения, как хорошие оценки, похвальные листы, листы благодарности…Французский психолог Б.Л.Вульфсон отмечает, что конкурсный характер обучения «порождает дух нездорового соперничества и конкуренции между учащимися и создаёт крайне напряжённую обстановку…» американская же система оценок успеваемости – всё время поощрять, а критику превращать в сигнал бедствия. Текущие тесты выполняют там главным образом диагностическую функцию. Поэтому результаты диагностики не оцениваются отметкой. Фиксируются лишь оценочные суждения учитель (усвоил – не усвоил, зачёт – незачёт). Отметку американский ученик получает только в конце изучения курса. Гласные итоговые оценки американский учитель сообщает ученикам конфиденциально или вывешивает список, где вместо фамилий учеников стоит его код, известный только ученику, его родителям и учителю.

   С американской системой обучения и воспитания можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя не согласиться, что с помощью доброго слова и оценки учитель добивается гораздо больше, чем с помощью только оценки. Многие учителя забывают, что оценочная деятельность – понятие более широкое, чем постановка оценок в журнал. Оно охватывает и то оценивание, которое выражается в суждениях учителя, его всякого рода корректирующих и стимулирующих обращениях к учащимся, замечаниях, поощрениях. Однако на практике всё сводится только к отметкам. Создаётся ложное впечатление, будто для учителя целью являются только баллы. Мы забываем, что синонимами слова «поощрение» является «одобрение», «приохочивание», «содействие», «придание храбрости», «стимулирование»…Работа ученика должна стимулироваться оценочными суждениями, в которых выражены радость или огорчение учителя. Его уверенность в силах и трудолюбии учащихся. Трудолюбивых ребят одобрение стимулирует, окрыляет, а тем, кто вроде бы остался незамеченным, тоже хочется заслужить похвалу.

Побудить стремление стать лучше, стремление успеха должен учитель. Действительно, если учащиеся знают, что учитель всегда замечает их старания, успехи, то стремятся заслужить одобрение, для них это очень важно, и в результате привыкают трудиться, и труд этот им не в тягость. Но, конечно же, главным стимулом должно быть ЖЕЛАНИЕ учиться, узнавать новое, продвигаться в развитии, а не получение отметок.

   Многие педагоги забывают, что контроль бессилен без самоконтроля. Учителя-новаторы предлагают следующие пути для воспитания у школьников правильной самооценки их учебной деятельности:

Терпеливое разъяснение учащимся требований к их работе, знаниям, умениям.

Развёрнутая характеристика устных ответов, небольшие письменные «рецензии» на    работах в тетрадях.

   Выявление целей и задач изучения тем, перспектив занятий, подведение итогов.

Непосредственное требование самооценки (оценки ответов друг друга, оценка своих работ)

   Главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке, в противном случае не срабатывают никакие методические приёмы и ухищрения. А дисциплина в значительной степени зависит от разумности и обязательности педагогических требований, проводимых в жизнь учителем, от степени насыщенности урока, от способности учителя задавать мотивацию и стимулирование ученических успехов, от умения держать педагогическую дистанцию, от степени напряжённости урока, от степени домашней готовности учителя к уроку, от умения использовать в педагогической практике активные методы обучения, от умения переключать виды деятельности, от глубокого знания интересов и особенностей учащихся, от индивидуального подхода к ним.

   В ряду педагогических приёмов, призванных укрепить сотрудничество учителей и учащихся, семьи и школы, стимулировать у воспитанников стремление к самооценке, самовоспитанию, успеху – проведение внеклассных мероприятий: КВН, олимпиад, викторин…

Выводы: Важным в деятельности учителя является выполнение им главных задач по отношению к ученикам:

развивать веру в успех;

считать ошибки нормальным явлением;

сделать процесс обучения ощутимым;

признавать и видеть достижения каждого;

учить детей управлять собственной деятельностью.