Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Конспект занятия по логопедии в 3 классе "Повествовательное предложение"

Конспект логопедического занятия по теме: «Повествовательные предложения».

Лексическая тема: «Зоопарк. Дикие животные».

Цель: учить осознавать предложение как минимальную единицу речи, обладающей смысловой и интонационной законченностью.

Задачи: 

Образовательные: формировать умение анализировать интонацию предложения, соотносить с правилами обозначения предложения на письме; развивать умение распространять предложение;  закреплять умение согласовывать числительные  с существительными; образовывать прилагательные от существительных; закрепить образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе; активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».

Развивающие: развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме;

развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;

работать над совершенствованием интонационной стороны речи;

развивать координацию движения, мелкую моторику.

Коррекционные:  развивать словесно-логическое мышление; стимулировать познавательную деятельность; развивать связную устную речь, зрительное, слуховое восприятие; развивать личностные качества учащихся: навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки.                        

Воспитательные: воспитывать интерес к занятиям; умение работать в парах.                                                                                                                Здоровьесберегающие: следить за правильной посадкой детей во время занятия; способствовать созданию благоприятному психологическому климату; соблюдать режим охраны зрения.

Оборудование: зеркала, раздаточный материал, презентация.

Ход занятия.

  1. 1.    Оргмомент. Психологический настрой (слайд)

Представьте перед собой большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой с добрыми пожеланиями отдайте своему соседу, а третий – нашим гостям. Зажмите в ладошке оставшиеся лучики и загадайте желание: оно обязательно сбудется, если вы будете работать вместе, помогать друг другу и желать только добра. 

  1. 2.    Дыхательная гимнастика.

Итак, садимся прямо. Правую руку положим на область диафрагмы. Выдох. Вдох носом (рот закрыт). Вдох приятный, лёгкий, без напряжения. Выдох – через нос. Пауза. Вдох. Следим, чтобы диафрагма двигалась, а плечи оставались спокойными.

 

  1. 3.    Артикуляционная гимнастика.

Взяли в руки зеркала, подготовим наш язычок к работе.  «Утро с котиком Музиком»(слайд)

 

  1. 4.    Речевая разминка. Игра «Эхо»

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся туда, где много разнообразных животных. Кто скажет, как называется это место? Правильно мы с вами отправляемся в зоопарк.

Логопед: Здравствуй, рыжая лисичка!

      Дети: -ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА! - ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!

Логопед: Здравствуй, серенький волчок!

Дети: - ЧОК – ЧОК — ЧОК!  ЧОК – ЧОК — ЧОК!

    Логопед: Здравствуй, шустренький зайчонок!

     Дети: - ОНОК – ОНОК — ОНОК! ОНОК – ОНОК — ОНОК!

     Логопед: Здравствуй, ласковый котёнок!

     Дети: - ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК! ЁНОК – ЁНОК — ЁНОК!

  1. 5.    Совершенствование временных представлений: 

Ребята, какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какой месяц? Какой месяц будет после марта? А ваше любимое время года? Почему?

 

6. Развитие зрительного внимания. Профилактика оптической дисграфии.

   (Слайд) У дверей зоопарка всех встречает кассир и всегда говорит:

- «Вход в зоопарк - строго по билетам». Вы получите билет, если выполните  задание «Собери картинку» Картинки разрезаны на фрагменты.

Если правильно соберёте картинку – вход для вас свободен.

(Дети собирают картинки, называют животное)

  1. У меня на картинке лев.
  2. У меня на картинке тигр.

Логопед: Вспомните, ребята, как называется место в зоопарке, где находятся животные?

Дети: Клетка. Вольер.

Логопед: Посмотрите, ребята, кто находится в клетке?

 

Ой, а клетки пустые, звери разбежались. Я загадаю загадки, а вы узнаете, какие звери спрятались. Но вы не просто должны назвать зверя, а указать сколько слогов в каждом слове и какой слог ударный. Начинать своё предложение вы должны со слов:

- Я думаю, что это…

  1.  «Зверь я горбатый, 
    А нравлюсь ребятам» (верблюд) (слайд)
  2. «Что за коняшки,
    На всех тельняшки» (зебры) (слайд)
  3. «Меньше тигра. Больше кошки.
    Над ушами кисти - рожки.
    С виду кроток, но не верь:
    Страшный в гневе этот зверь (рысь) (слайд)
  4. 4.     «По реке плывет бревно -
    Ох и злющее оно.
    Тем кто в речку угодил.
    Нос откусит …. (крокодил) (слайд)

Дети отгадывают загадки. Определяют количество слогов, ударный слог. В клетках появляются звери.

 

Образование притяжательных прилагательных. Д/игра «Чьи следы?» (слайды)

Логопед: Здесь прошла лиса – чьи это следы?

Дети:

Здесь прошла лиса, значит это лисьи следы.

Здесь прошёл волк, значит это волчьи следы.

Здесь прошёл медведь, значит это медвежьи следы.

Здесь прошёл заяц, значит это заячьи следы.

- Что вы сейчас произнесли? (предложения)

А что вы поставите в конце предложения? (точку) Значит какое это предложение?

 

Образование названий детёнышей животных. Игра «Передай мяч другому».

Логопед: Весной у зверей появляются детёныши. Знаете ли вы какие?

У лисы –лисята.

У волка –волчата.

У тигра –тигрята.

У зайца –зайчата.

У медведя –медвежата.

У лося –лосята.

                                                  Физкультминутка.

В нашем зоопарке для детёнышей зверей устроили детскую площадку. Попасть на площадку можно по звериной тропе.

(Координация речи с движением)

Жарким днём лесной тропой                          Дети спокойно идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой.                                     Идут громко топая.

За мамой-лосихой крался лосёнок,                  Крадутся на носочках.

За мамой-ежихой катился ежонок,                   Приседают, медленно двигаясь вперёд.

За мамой-медведицей шёл медвежонок,           Идут вперевалку.

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой косые зайчата,                    Скачут вприсядку.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.                       Скачут на прямых ногах. Идут на                   

                                                                             четвереньках.

 

Согласование существительных с числительными.

Д./ игра «Сосчитай детёнышей животных»

На картинках фигурки детёнышей животных.

Логопед: Посчитайте и скажите, сколько каких детёнышей здесь есть. Дети: «На картинке один рыжий лисёнок» (четыре рыжих лисёнка, пять рыжих  лисят);

Логопед: Один рыжий. Это предложение? Почему. Рыжих лисёнка. Это предложение? Почему? Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу)

«Один серый зайчонок», «Два серых зайчонка», «Пять серых зайчат»;

«Один бурый медвежонок», «Три бурых медвежонка», «Семь бурых медвежат»;

«Один маленький волчонок», «Четыре маленьких волчонка», «Шесть маленьких волчат».

Логопед: Составьте предложения из слов.

– Назовите знаки препинания которые можно поставить в конце предложения. (Точка, вопросительный знак, восклицательный знак)

Если предложение спокойно сообщает о чём-то, а голос понижается, то в конце предложения ставится точка.

Если в предложении содержится вопрос, а голос повышается, то в конце предложения ставится вопросительный знак.

Если в предложении передаются различные эмоциональные чувства радость, огорчение, обида, а голос повышается, то в конце предложения ставится восклицательный знак.

Что написано у вас на карточках? (слова)

Составьте предложения из данных слов, изменяя окончания:

  1. сидеть, нора, лисица, у, рыжая
  2. медведь, спит, бурый,  берлога, в
  3. стоит, лось,  куст, около, красивый
  4. белочка, прыгать, с, ветка, на, ветка

Какие знаки препинания поставили в конце предложения? Значит, какие это предложения? (повествовательные)

Самопроверка (слайд)

                                            Гимнастика для глаз (слайд)

Логопед предлагает игру “Кто, где живёт”.

А как вы думаете, про каких животных мы с вами говорили на сегодняшнем занятии? Правильно про диких.  В природе они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Только у зверей он называется жилищем.

Детям предлагается расселить диких животных в лесу так, как они считают нужным.

Где живёт заяц? (Под кустом.) Почему у зайца такое ненадёжное жилище? (он всех боится, прячется, у него нет дома-вот он и скачет по всему лесу, где спрячется, там и отдыхает) (слайд)

Где живёт лиса? (В норе) (слайд)

Где живёт волк? (В логове. Это яма, в которой много травы, веток, листьев) Какой он? Давайте отойдём подальше от логова и не будем будить его (слайд)

Где живёт белка? (В дупле.)  Но белка сама не может выдолбить дупло. Откуда оно, как вы думаете? (слайд)

Белки поселяются в дупле, которое остаётся после дятла. Утепляет его мхом, листочками.

Где живёт медведь? 

-Почему вы поселили медведя в это дом? Как он называется? (Берлога). Значит, где живёт медведь? (В берлоге) Из чего медведь строит берлогу? (слайд)

Упражнение на развитие пространственной ориентации

 

- Чей домик находится в верхнем левом углу?

- В правом нижнем углу?

- В середине?

- В верхнем правом углу?

- В нижнем левом углу?

 

Развитие интонационной выразительности. Д/игра «Медведи» (по ролям)

На экране два медведя (слайд)

Логопед: Посмотрите, ребята, кто находиться в клетке?

Дети: В этой клетке находятся бурый и белый медведи.

Логопед: Ребята, всё ли здесь в порядке?

Дети: Нет. Бурый и белый медведь не могут жить вместе.

Логопед: Встретились два медведя, о чём они говорили? Предлагаю вам, рассказать об этом.

        Встретились белый и бурый медведь, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:

- Где ты живешь? – Я живу в лесу. А где ты живёшь?

- Я живу на северном полюсе на льдине. У тебя шерсть, какого цвета? – у меня шерсть  коричневого.

- А у меня шерсть белая. Что ты ешь? – Я ем листья, ягоды, рыбу.

- Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? – сплю в берлоге.

- А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

9. Итог занятия. Рефлексия.

- Что интересного было на экскурсии?

- Что больше всего запомнилось?

– Доскажите нужные слова.

– Если предложение сообщает, повествует, то такое предложение называется … (повествовательным), в конце предложения поставим…(точку).

- А с каким настроением вы вернулись с экскурсии?

Мы славно погуляли по зоопарку,

При этом хорошо поработали,
Но пора нам возвращаться домой,
Даже верблюд закивал головой, 
Пора  зоопарк закрывать,
Звери ложатся спать.
Что вы скажите на прощанье?
Дети: Спасибо, до свидание.