Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Тьютор. Воспитатель. «Классная мама».

(выступление на педагогическом совете)

 

      Однажды, на берегу озера голодный человек встретил мудреца и попросил его: "Я голоден, помоги мне!". А мудрец ответил: "Я могу дать тебе рыбу, ты быстро наешься, но так же быстро проголодаешься вновь и снова попросишь помощи. Я могу дать тебе удочку, но она когда-то сломается, и ты опять позовешь меня. Я могу научить тебя делать удочки, это долго и трудно, но зато потом тебе уже не понадобится моя помощь. Выбирай свой путь...".

   Последний подход довольно точно характеризует тьюторскую позицию. Тьютор - это педагог. Особый педагог, главная цель которого не просто дать знания, научить ребенка чему-то доброму и светлому, но помочь ему научиться находить средства самостоятельного достижения поставленных целей. Тьютор это педагог, который стремиться научить своего подопечного свободе и самостоятельности, осознавать свои цели и понимать свои возможности, находить недостающие ресурсы и использовать культуру, опыт предшествующих поколений, для того чтобы не изобретать велосипед, а действовать эффективно и успешно.

   В жизни каждого человека было много педагогов, учителей. Имена некоторых из них давно и прочно забыты. Другие... Возможно, последний раз вы встречались с ним лет двадцать назад, но каждый раз, когда вам нужен он - учитель - вы вспоминаете ту Марию Николаевну или Оксану Сергеевну, которые не просто учили вас математике или истории, но были Учителем, именно так, с большой буквы. В чем отличие? Вы помните: вроде бы в очень разных и тонких вещах: когда-то вовремя взяла за руку и посмотрела в глаза, когда-то поставила "двойку", а когда-то, наоборот, не поставила, когда-то спросила о чем-то очень важном, а однажды промолчала. Рядом с Учителем вы становились взрослее, узнавали себя и открывали мир, понимали смысл жизни и строили планы на будущее. Ну, и еще учили математику..., или историю.

 В российской школе всегда были Учителя, воспитатели. К сожалению, часто вопреки школьным порядкам, планам уроков, воспитательным занятиям, целям и задачам. Так же понятно почему - чтобы взять за руку надо время, а идет урок математики... Хороший учитель старался успеть и совмещал в себе сразу несколько лиц: учителя, который передает знания, умения и навыки; воспитателя, который старается привить своему подопечному нравственные ценности, и наставника, стремящегося понять самому и помочь понять взрослеющему человеку какой он, зачем он, зачем ему школа, что ему надо в жизни.

  В разных культурах, в разные времена таких людей называли по-разному: Учитель, Наставник, Гуру, Попечитель, Духовник.

   В средние века в Англии открылись старейшие британские учебные заведения:

Оксфордский и Кембриджский университеты. Обучение в Оксфорде и Кембридже очень сильно отличалось от занятий в так называемых "немецких университетах", для которых были характерны система кафедр и учебных программ, закрепленных за каждой кафедрой. Английский университет не заботился о том, что бы студенты слушали именно определенные курсы. Студенту самому предстояло решить, на лекции каких профессоров он будет ходить и какие курсы изучать. Университет предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Человеком, который помогал найти свой путь, был тьютор. "Тьютор" в переводе с английского означает "наставник".

   В современном мире все труднее хорошо учиться. Очень много знаний накопило человечество, тех знаний, которые должны освоить наши дети (по крайней мере - так думают родители и учителя). Выучить ВСЁ - просто невозможно. Надо выбирать, надо учиться не просто, как губка, впитывать все, чему тебя учат, а находить нужные именно тебе знания. Что интересно именно мне? Есть ли в культуре то, что мне интересно? И зачем мне школа? Тьютор это человек, который готов не только понять интерес ребенка, выслушать его рассказ "Я знаю об этом:...", но и помочь понять, что в опыте человечества, в российской культуре, в нашем городе и родной школе есть очень много ЗНАНИИ о том, что ему интересно.

   Например? Пожалуйста: "все о динозаврах" - есть палеонтология (идем в библиотеки, консультируемся с учителем, с интересом листаем учебник по биологии), раскопки останков динозавров, почёму-то вымерли - никто не знает абсолютно точно, почему - "А я узнаю!!!" Мама с папой еще будут запрещать заниматься своему чаду ("спать не загонишь!") Но что бы написать статью или доклад оказывается нужен русский язык (как-то с ошибками неудобно). А для того, чтобы понять, что написано на англоязычном сайте под картинкой с динозаврами - английский (да не адаптированный, а "нормальный"). Подготовка к презентации - навыки организатора, владения компьютером. Выступление на защите собранного материала - научиться говорить "по-русски" - прямая дорога к учителю литературы, и т. д. и т.п.

   Если все это назвать в довольно строгих научных терминах, то называется это - тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута ученика. Ребенка всегда что-то интересует, но ему (особенно подростку) свойственно отрицать опыт (знания) взрослых. А в культуре существует очень много знаний удовлетворяющих интерес ребенка. Школа - транслятор таких знаний, но обычно она делает это "привязываясь" к расписанию уроков. Тьютор "привязывается" к интересу ребенку, через интерес, показывая ему, "зачем русский", "зачем история". Самое трудное - показать. Не навязать, не заставить, а создать ситуацию, которая демонстрирует: "МНЕ НУЖЕН английский".

  Тьютор - это человек, который очень аккуратно идет рядом с ребенком, обеспечивая поддержку в трудную (сложную) минуту, и отходя в сторону, когда ученик справляется сам. Это сложно, очень сложно. Тьютор в современной массовой школе это профессионал, который может (должен по определению его позиции), найти индивидуальность ребенка, понять, в чем особенность познавательных интересов не группы детей, а одного, отдельно взятого, конкретного Пети Иванова. Тьютор может (обязан) создать такую ситуацию своего взаимодействия с ребенком, чтобы "Петя" сам осознал свой интерес, и сам понял, что он хочет узнать, пока (так судьба распорядилась) он учится в школе. И как это узнать. И где. И на каких предметах. У каких учителей. И в каких учебных заведениях продолжить свое обучение потом, после школы. И как жить дальше. И как жить сейчас. Это - формирование индивидуального образовательного маршрута. Формирование образа себя как человека себя образующего, т.е. не растущего "как придется", "как трава под забором", а самостоятельно руководящего своим собственным развитием и становлением.

 

 

 

 

Особенности профессии

   Для России тьюторство – принципиально новый вид педагогики. 

Хотя есть множество областей, где оно находит своё применение: социальная работа с проблемными семьями, детсады, школы, колледжи и вузы, инклюзивное образование и дистанционное. 

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. 

Чем это отличается от индивидуального подхода? Тем, что индивидуальный подход – это замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход для каждого подопечного. Допустим, какое-то математическое действие не даётся ученику, и учитель находит новый способ объяснения.

А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов. 

Тьютор – это  своего рода посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что в программе даётся с трудом, а к чему есть способности. 

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор на то и тьютор, чтобы найти этому ученику индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает ему сформировать учебные интересы, а в итоге – нащупать своё призвание.

Как говорят специалисты, учитель работает ответами, а тьютор вопросами. Это особое умение.

 

Кстати, о должностных обязанностях тьютора (взято из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников  образования») 

Должностные обязанности. 

Организует процесс индивидуальной  работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет  перечень и  методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и  консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования,  преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно–профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования. Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей,  используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности. Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.