Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Организация совместной деятельности педагогов,       детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода.

(выступление на методическом объединении)

            Сегодня в России идет формирование гражданского общества; права человека и его свобода признаются высшей ценностью. Продолжается становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Главная задача новой образовательной политики состоит в «достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Воплощать  эту  задачу призваны образовательные учреждения, которые « должны формировать  новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся», т.е. школа должна формировать у школьников:

- Гражданскую ответственность;

- Правовое самосознание;

- Духовно-нравственную культуру;

- Инициативность и самостоятельность;

- Способности к успешной  социализации в обществе.

         Но как добиться того, чтобы из стен школы вышел вполне сформировавшийся человек – достойный гражданин своего Отечества?

В современном мире существует множество соблазнов, от которых ребенка можно уберечь лишь совместными  усилиями педагогов, родителей и самих детей. Важно помнить, что ребенок – это человек, не достигший самостоятельности и ответственности, и потому мы за него отвечаем.

         В одной психологической книге о подростках, очень серьезной и подробной, основанной на многих исследованиях, показано, что дети нечетных возрастов  - 5,7,9,11,13,15 лет,  склонны уходить в себя, закрываться: 15-летний подросток может ни с того ни с сего встать от телевизора, который смотрит вся семья, выйти, хлопнуть дверью, а когда его спрашивают: «Что с тобой?» - ответ почти всегда один: «Отстаньте!»

Что-то в нем происходит, что-то варится, что-то постигается – он и сам не может себя понять. Родителям кажется, что ребенка подменили: был послушный, покладистый, никогда никаких проблем, а сейчас как будто бес в него вселился!

Этот бес называется утверждением своего «Я».

          И очень важно, кто в этот момент окажется рядом, за кем войдет подросток во взрослую жизнь, в какой компании он окажется.

         Сами подростки так объясняют причины, подтолкнувшие их к противоправным действиям:

- демонстративный протест против старших;

- желание показать свою незаурядность;

- любопытство, желание испытать неизведанное;

- стремление забыться, отключиться от неприятностей;

- поиск новых развлечений;

- не отстать от компании.

         Только совместная работа педагогов и родителей сможет не допустить противоправных действий со стороны подростка, не дать ему оступиться в трудный переходный период из детства в мир взрослой жизни со всеми его соблазнами.

         «Только вместе с родителями, общими усилиями учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.А. Сухомлинский. Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Семья оказывает на ребенка огромное воспитательное воздействие. Именно в семье закладываются основы морально – нравственных качеств ребенка, формируются оценочные суждения, закладывается характер. Поэтому при искоренении у учащихся «плохих» качеств и воспитания у них «хороших» необходимо вести работу не только с самим школьником, но и с его семьей.

         Для того чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы работы с ними. Целесообразно сочетать коллективные и индивидуальные формы работы с родителями. Разъяснительную работу, начатую, например, на родительских собраниях, следует продолжать при индивидуальных встречах с ними дома и в школе.

         Вот основные формы работы с родителями:

- посещение семьи школьника;

- приглашение родителей в школу;

- классные родительские собрания;

- беседы и лекции для родителей;

- консультации;

- вечера вопросов и ответов;

- конференция по обмену опытом воспитания;

- знакомство родителей с педагогической литературой;

- работа с активом родителей.

   Педагог, работающий с «трудными» детьми должен помнить, что чаще всего появление этих детей обусловлено лишением их внимания, любви, ласки и заботы со стороны взрослых (родителей, учителей, воспитателей) и сверстников.

         Представим, что будет с нами, если 37 раз в сутки к нам станут обращаться в повелительном тоне, 42 раза – в увещевательном и 50 – в обвинительном?..

         Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребенку нужен отдых не только от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений! Нужно время от времени распоряжаться собой полностью – нужна, короче, своя доля свободы. Без нее – задохнется дух…

         Психолог И.В. Страхов выделяет основные признаки педагогического такта:

- естественность, простота обращения, без фамильярности, искренность тона, лишенная всякой фальши;

- просьба без упрашивания;

- доверие к школьнику без попустительства;

- советы и рекомендации без навязчивости;

- требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;

- серьезность тона без натянутости в отношениях;

- ирония и юмор, лишенные унижающей насмешливости;

- требовательность без мелкой придирчивости;

- деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;

- твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;

- развитие самостоятельности без мелочной опеки;

- быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешности и опрометчивых решений;

- внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля, спокойная сосредоточенность и уравновешенность  в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;

- ведение беседы с учеником без навязчивого дидактизма и морализирования.

Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях классного руководителя и учащихся в процессе общения.

         По данным социологических опросов, даже 18-летние юноши и девушки не владеют правовой информацией, что же говорить о подростках. Большинство из них не знают, что уголовная ответственность за некоторые виды преступлений (например, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) наступает с 14(!) лет. Уголовная ответственность по общему правилу наступает с 16 лет.

         В целях профилактики правонарушений необходимо регулярно проводить беседы с подростками, знакомить их с правовой информацией, организовывать встречи с сотрудниками правоохранительных органов.