Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Анализ работы социального педагога ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка» за 2014-2015 учебный год.

 

Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе – интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения, местонахождение родителей и родственников, состояния жилищно-бытовых условиях проживания ребенка, состояние здоровья) и оформление детей в школу-интернат. В учреждение направляются дети-сироты, родители которых умерли или признаны судом безвестно отсутствующими и дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения родительских прав, родители находятся в местах лишений свободы, в психиатрической больнице или эти дети были брошены родителями. Решению этих задач придается особое значение, т.к. разработка дальнейших мероприятий, связанных с организацией социально-педагогической защиты воспитанника непосредственно зависит от полученной информации.

В ряде случаев социальный педагог принимает участие в процедуре  сбора материалов к лишению или ограничению родительских прав родителей несовершеннолетних детей. Практика показывает, что категория осужденных родителей не интересуется своими детьми, материально им не помогает, а иногда и вовсе не известно место их отбывания наказания.

Одним из направлений  деятельности  социального педагога является осуществление комплекса мероприятий по защите материальных, жилищных, гражданских прав детей.

При защите материальных прав воспитанников школы-интерната, к которым относят право на получение алиментов с родителей, пенсии (по утрате кормильца, социальная), социальный педагог осуществляет взаимодействие с такими учреждениями, как отдел социальной защиты, прокуратура, главы администрации городов и районов, управление юстиции, пенсионный фонд, судебные приставы, суды, сберегательные банки.

Социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в адаптации его в обществе, обеспечение конституционных прав детей, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности.

В течение 2014-2015 учебного года проводился ежедневный контроль посещаемости учеников, выяснялись причины их отсутствия или опозданий, поддерживалась тесная связь с родителями и классными руководителями.

Воспитанникам оказывалась помощь социального педагога по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. За отчетный период в этом плане была проделана следующая работа:

- временно, на срок учебы, зарегистрированы вновь прибывшие воспитанники, перерегистрированы те дети, у которых срок регистрации истек и те, кто получили паспорта;

-    собраны документы и получены паспорта воспитанникам, достигшим

     14   летнего возраста;

-    оформлена пенсия по потери кормильца;

-    открыт лицевой счет вновь прибывшему воспитаннику, относящемуся к    

     категории детей ОБПР;

-   детям заведены вклады под более выгодные проценты «Пополняй»   

    «Социальный» «Ваша Победа»

-   ведётся строгий учет сроков переосвидетельствования детей-инвалидов, их лечение в ЛОДБ;

- продолжена работа по защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-  поддерживается тесное сотрудничество с подразделениями служб судебных о взыскании алиментов, просрочки за неуплату алиментов;    

-   в 2014-15 учебный году все дети-сироты и дети, ОБПР получали деньги на личные расходы и культурно-массовые мероприятия. Деньги, которые не представилось возможным использовать на посещение культурно-массовых мероприятий перечислялись на личные вклады детей. Деньги на личные расходы использовались на усмотрение детей для их личных нужд под контролем воспитателей. Ежемесячно контролировалось поступление денежных средств на  лицевые счета детей.

-    в течение 2014-15 учебного года было заключено семь договоров с ЦЗН Хлевенского района «О временной занятости несовершеннолетних», где отработали 85 детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети из многодетных и малообеспеченных семей;

-   проводилась  агитационная работа по отдыху детей на время каникул в гостевой семье, а также в семьях родственников. Так в анализируемом учебном году во время каникул в гостевых семьях отдыхали: осенние - 2 детей, зимние – 6, весенние – 3, летние – 3 ребёнка. Всем родственникам, в чьих семьях отдыхали дети, была выплачена денежная компенсация согласно нормативам стоимости д/дня плюс 10 % надбавка в каникулярное время, а также они были обеспечены  необходимой одеждой и обувью. Семьи, пожелавшие получить компенсацию продуктами питания, были обеспечены продуктами в полном объёме в соответствии с нормативами. Кроме этого дети получали возможность провести праздничные и выходные дни в гостевых семьях.  В 2014-2015 учебном году один воспитанник школы-интерната был передан под опеку в семью; над  двумя установлено попечительство.

-  осуществлялся постоянный контроль за отпуском и прибытием детей из гостевых семей;

-  защите здоровья детей и их медицинскому обслуживанию отводится особое место, так в течение года дети прошли углубленный медицинский осмотр специалистами Хлевенской ЦРБ и ЛОДБ (сентябрь, май). В течение года поддерживалась связь с отделом социальной защиты Хлевенского района, который выделял путёвки детям, оставшимся без попечения родителей и детям из малообеспеченных семей в оздоровительный лагерь «Лесная сказка». По медицинским показаниям дети пролечивались в больницах области, а также  получали консультации узких специалистов в областной детской больнице, были привиты 100% детей. В период нахождения в лечебных заведениях дети не оставались без внимания и были обеспечены всем необходимым.

      За прошедший период прошли лечение в санатории «Мечта»  - 13детей,  «Лесная сказка» -  1, ЛОДБ – 10; «Энергетик» - 2 человека.

-  воспитание в школе реализовалось через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. В основе работы с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной                            ситуации, заложен индивидуальный подход. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Социальный педагог проводила изучение контингента подростков и их семей, начиная с младших классов, выделяла учащихся и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

          Поддерживалась тесная связь с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками, медицинскими работниками школы, психологом, администрацией школы и комиссией по делам несовершеннолетних ОВД Хлевенского района, заместителем прокурора Хлевенского района.

               Деятельность социального педагога школы по вопросам профилактики правонарушений среди подростков реализовалась согласно плану, утвержденному директором школы. В этом учебном году социальным педагогом выполнялись следующие функции:

1.  Диагностическая и аналитическая – сформирован банк данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости учеников, анализ занятости во внеурочное время;

2.  Социально-педагогическая помощь и поддержка в работе классных руководителей и учителей предметников;

3.  Коррекционная – индивидуальная работа с «трудными», с целью усиления позитивных влияний социальной среды;

4.  Социально-профилактическая – установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности.

           Профориентационная работа среди несовершеннолетних: в кабинете социального педагога накоплен материал по профессиональным учреждениям г. Липецка и Липецкой области. С учениками 10 класса были проведены беседы по профориентации, об основных принципах выбора профессии, проводилось тестирование выпускников, просмотр видеороликов об образовательных учреждениях. Воспитанники определились в выбранной профессии.

          За 2014-2015 учебный год в школе-интернате не было совершено ни одного самовольного ухода с территории.

         Все дети или их законные представители были ознакомлены с обеспечением детей питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, контактными телефонами служб к которым они могли бы обратиться за помощью, если в этом возникнет необходимость. Выпускники школы-интерната, готовясь к дальнейшему самостоятельному жизненному пути, узнали нормы обеспечения их при выпуске, ознакомились с перечнем документов в личных делах детей, оставшихся без попечения родителей, необходимых документов для поступления, их правами в учебных заведениях профессионального обучения.

          В 2015 году были трудоустроены: в ГОАПОУ «Липецкий индустриально-строительный колледж» - два выпускника по специальности «Мастер отделочных строительных работ»; одна выпускница в ГОБПОУ «Усманский педагогический колледж» на отделение «Физическая культура». Все эти дети относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым было выплачено выходное единовременное пособие в сумме 1272 рублей, а также выдана одежда и обувь согласно двадцать восьмой сессии областного Совета депутатов третьего созыва № 722 -ПС от 23.12.2004 г., Приложение № 4.

           Дети, обучающиеся в нашем учебном заведении проходят обследование специалистами областного ПМПК. Кроме того, в школе создан ПМПК, где детям, имеющим трудности в обучении и проблемы в поведении, оказывается социально-психологическая и педагогическая помощь. Проведено обследование выпускников с целью обеспечения особых условий при сдачи ГИА.

   Социальным педагогом осуществлялся контроль за внешним видом воспитанников, своевременным обеспечением их одеждой и  обувью, сохранностью вещей в надлежащем порядке, принималось непосредственное участие в контроле за обеспечением воспитанников полноценным питанием.

   Вопросы социально-правовой защиты детей рассматривались социальным педагогом  на педсоветах:

   - «Тьютор. Воспитатель. «Классная» мама»

     на совещаниях при директоре:

трудоустройство выпускников;

-  информация о летнем отдыхе воспитанников в  семьях родственников;

    -  контроль за адаптацией выпускников в   профессиональных учебных 

     заведениях:

         * условия проживания в общежитии;

         * взаимодействие с администрацией учебных   заведений по обмену 

           информацией о бывших  воспитанниках школы-интерната;

- своевременное обеспечение детей одеждой и обувью воспитанников;

- адаптация вновь прибывших воспитанников;

- опрос старших воспитанников с целью проектирования их социальной           

    адаптации в обществе, готовности к самостоятельной жизни;

- помощь в осуществлении переписки детей с родственниками.

- проведение  агитационной работы с целью устройства детей на воспитание в семью;

 - расширение социума воспитанников;

 - содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции 

    возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом  

    возрастном этапе;

      - отпуск воспитанников в семьи к родственникам в период летних каникул.

Анализируя работу социального педагога за 2014-2015 год, можно выявить ряд проблем, которые возникают в процессе работы:

1.  Проблемы, связанные с неадекватным и девиантным поведением, дезадаптацией детей и подростков в социальной среде;

2.  Проблемы, связанные с неблагополучием семьи, нарушением прав ребенка;

3.  Проблемы, связанные с конфликтами и морально-психологическим климатом в школе;

4.  Проблемы, связанные с сохранением психического здоровья детей, развитием личности, самоопределением детей и подростков;

5.  Проблемы детей, которые не находят себе места в нормальном социуме, дезадаптированные по отношению к нормам социальной жизни и к жизни в коллективе;

6.  Проблемы тяжелого материального положения родителей, безнадзорность, алкоголизм и, как следствие, педагогическая запущенность детей, педагогическая безграмотность родителей, их неготовность и \ или нежелание заниматься полноценным воспитанием детей;

7.  Разрешение проблем психологического состояния ребенка при наличии многосторонних иерархических конфликтов между администрацией школы, родителями и учениками.

Ведущими критериями оценки работы социального педагога являются готовность специалиста к созданию условий:

1.  для становления личности как субъекта социальной жизни и создания педагогической целесообразной среды;

2.  для разрешения проблем социальной жизни ребенка, т.е. посредничество между ребенком и его социальным окружением;

3.  для соблюдения прав и обязанностей ребенка в социуме, т.е. к представлению его интересов в государственных и общественных структурах.

Цель деятельности социального педагога – социальная адаптация личности ребенка в обществе.

Задачи работы социального педагога на 2015-2016 учебный год:

1.  Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика утомляемости школьников в процессе учебного труда.

2.  Координация деятельности всех специалистов школы по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков.

3.  Социальная защита детей, находящихся под опекой, в трудной жизненной ситуации.

4.  Формирование у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования.

5.  Профилактика правонарушений среди подростков.

6.  Организация целевого досуга учащихся.

7.  Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, имеющих заключение ПМПК.

Для реализации поставленных задач на 2015-2016 учебный год предполагается выполнение следующих функций в работе социального педагога:

Профилактическая функция

  • Изучение условий развития ребенка в семье, в школе, определения уровня его личностного развития, психологического и физического состояния, социального статуса семьи;
  • Правовое, психологическое, педагогическое просвещение родителей, педагогов, учащихся;
  • Учебные и практические занятия, ролевые игры, тренинги.

Защитно-охранная функция

  • Создание банка данных семей о проблемах и конфликтных ситуациях;
  • Подготовка документации для педагогических консилиумов, для представления интересов детей в государственных и правоохранительных учреждениях;
  • Оформление и трудоустройство детей и подростков в СПУ, помощь в прохождении медицинской комиссии, врачебного обследования.
  • Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта

Организационная функция

  • Организация групповых тематических консультаций с приглашением юристов, психологов, врачей, инспекторов КДН.
  • Обеспечение индивидуальных консультаций с родителями, педагогами и учащимися.
  • Контакт с органами местной власти и муниципальными службами по социальной защите семьи и детства с правоохранительными органами, с общественными организациями.
  • Организация досуга и отдыха через связь с детскими объединениями и учреждениями дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН 

социально - педагогической работы

ГБОУ «Специальная школа-интернат с.Дмитряшевка»

на 2015-2016 учебный год

 

Цель: создание благоприятных условий для развития личности воспитанников школы-интерната, оказание детям помощи в саморазвитии и самореализации в  процессе восприятия мира и адаптации в нём; защита и представление интересов и прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в социальных службах, оказание  им посильной помощи в решении жизненных ситуаций.

 

Направление работы

Сроки выполнения

Ответственные

   1

2

3

4

  

I. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  И КОРРЕКЦИОННАЯ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1.

Социально-педагогическая диагностика вновь прибывших детей.

сентябрь

Социальный педагог, психолог, мед. работник

1.2.

Изучение личных дел воспитанников.

сентябрь

Социальный педагог, педагог - психолог,

кл. руководители

1.3.

Работа по сбору недостающих документов в личных делах учащихся.

в течение года

Социальный педагог

1.4.

Изучение социального состава семей вновь прибывших воспитанников.

в течение года

Социальный педагог, педагог - психолог

1.5.

Выявление подростков девиантного поведения. Составление социально-психологических характеристик на «трудных» подростков.

по мере поступления

 

Социальный педагог, педагог - психолог

1.6.

Работа с детьми и подростками девиантного поведения.

 

в течение года

Социальный педагог, педагог – психолог,

кл. руководители,

воспитатели

1.7.

Уточнение степени социальной защищенности детей-сирот и ОБПР

в течение года

Социальный педагог

1.8.

Социологический опрос детей с целью определения их желания участвовать в кружках и секциях.

сентябрь, октябрь

Кл. руководители,

соц. педагог

1.9.

Проведение  «Телефон доверия», «Час письма»

   май

Социальный педагог

1.10.

Рассмотрение и разрешение конфликтов:

ученик-ученик

педагог-воспитанник

воспитанник-воспитатель

в течении года

Педагог - психолог,

соц. педагог

 

II. ОХРАННО-ЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1.

Оказание повседневной помощи воспитанникам по социальным и личным вопросам

по мере необходимости

Администрация школы-интерната,

соц. педагог,

педагог-психолог,

кл. руководители,

воспитатели

2.2.

Определение правового статуса нуждающимся воспитанникам

по мере необходимости

Соц. педагог  в сотрудничестве с общественными институтами

2.3.

Розыск родственников

 

 

в течение года

Соц.педагог

2.4.

Подача исков в судебные органы, участие в судебных заседаниях с целью защиты интересов н/летних воспитанников

по мере необходимости

Соц. педагог

2.5.

Пенсионное обеспечение:

- перевод пенсий прибывших детей;

- сбор документов для оформления пенсий

- осуществление контроля над выплатой пенсий воспитанникам. Ведение соответствующей документации; оформление документов для получения свидетельств обязательного пенсионного страхования.

в течение года

Соц. педагог

 

2.6.

Регистрационный учет воспитанников:

- оформление документов для регистрации по месту проживания вновь прибывших воспитанников;

- снятие с регистрационного учета выбывших воспитанников;

- оформление документов для получения паспортов воспитанникам, достигшим 14 летнего возраста.

в течение года

Соц. педагог

 

2.7.

Работа с расчетными счетами воспитанников:

- контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета воспитанников (пенсии, алименты);

- открытие новых лицевых счетов вновь прибывшим воспитанникам;

- закрытие л/счетов воспитанникам при их трудоустройстве

ежемесячно

Соц. педагог

2.8.

Проведение  работы по защите жилищных прав нуждающимся воспитанникам

в течение года

Соц. педагог

2.9.

Контроль за выдачей и расходованием денежных средств на социальную адаптацию воспитанников

постоянно

 

Директор,

соц. педагог

2.10.

Контроль за своевременным освидетельствованием детей-инвалидов

постоянно

Мед. работники

2.11.

Посещение воспитанниками родственников с целью предупреждения побегов

по мере необходимости

Соц. педагог

2.12.

Проведение социально-психологических бесед с детьми, допускающими отклонение в поведении

по мере необходимости

 

Соц. педагог, психолог

2.13.

Обеспечением воспитанников полноценным питанием, одеждой, обувью в соответствии с нормами, медицинским обслуживанием

в течение года

Администрация школы-интерната,

зав. складом,

медработники

 

III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

3.1.

Контроль за отпуском воспитанников на выходные, праздничные и каникулярные дни в семьи родственников

в течение года

Соц. педагог

3.2.

Взаимодействие с органами опеки, редакцией газеты «Донские вести» с целью определения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в гостевую семью

в течение года

Соц. педагог

3.3.

Своевременная выплата компенсации в виде денежных средств, либо продуктов  за содержание воспитанников  в каникулярное время на время пребывания в гостевой семье, семье опекуна

в течение года

Соц. педагог

3.4.

Посещение неблагополучных семей и профилактическая работа с семьями «группы риска»

в течение года

зам. директора по УВР,

соц. педагог,

ст. воспитатель,

кл. руководители

3.5.

Помощь в осуществлении переписки воспитанников из числа ОБПР с родственниками

 

в течение года

Соц. педагог,

кл.руководители

 

IV. ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

 

4.1.

Проведение социальных опросов учащихся старших классов

Октябрь-ноябрь

Соц. педагог

педагог-психолог

4.2.

Проведение профориентационной работы с целью обеспечения сознательного выбора профессии выпускниками

Декабрь-март

 

Соц. педагог,

педагог-психолог,

воспитатели

4.3.

Проведение «Недели профориентации и труда»

 

Февраль

Соц. педагог,

Педагог – психолог,

воспитатели

4.4.

Оформление  стендов «Это важно знать», «Социальная адаптация»

Сентябрь-ноябрь

Соц. педагог

Педагог-психолог

 

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

5.1.

Анализ социально-педагогической деятельности за прошедший учебный год;

июнь

Соц. педагог

5.2.

Утверждение плана работы на новый уч. год на педсовете

август

 

5.3.

Участие в школьном ПМПК

 

по плану

Председатель школьной ПМПК

5.4.

Оказание помощи администрации школы и педагогам в работе с законодательными актами, документами

в течение года

 

5.5.

Помощь педагогам в работе с «трудными» детьми

в течение года

Соц. педагог,

Педагог-психолог

5.6.

Встречи-беседы с педагогами 1, 5 классов по вопросам адаптации воспитанников к изменившимся условиям жизни

октябрь, январь, май

 

 

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6.1.

Сформированность у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни 

 

 

6.2.

Скоординированность  деятельности всех специалистов школы - интерната по повышению успеваемости и социальной адаптации детей и подростков

 

 

6.3.

Повышение у старшеклассников мотивации и познавательных интересов к продолжению образования

 

 

6.4.

Повышение культуры поведения воспитанников, их правового самосознания, патриотизма и гражданственности.

 

 

 

Социальный педагог   __________________  Е.М.Чуйкова