Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

 1.Использование приемов и методов пед.поддержки в учебно-воспитательном процессе.

 Современная система образования ориентирована на тех детей, которые способны обучаться по общей для всех программе. Учащиеся с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса.

У таких детей наблюдается повышенная утомляемость, не сформирована целенаправленная деятельность, маленький словарный запас, слабая техника чтения. Учащиеся с ОВЗ  не способны самостоятельно организовать свою деятельность. Учебная и мыслительная деятельность у таких детей характеризуется инертностью и малоподвижностью. Они не умеют управлять своим вниманием, памятью,  поэтому усвоение знаний у них происходит формально.

 Педагог может способствовать развитию способностей учащихся, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития учащегося.

 

2.Что мы понимаем под педагогической поддержкой.

    Под  педагогической поддержкой понимается деятельность  по оказанию  предупреждающей и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

 При осуществлении пед поддержки необходима любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение ви­деть и слышать, сопереживать, милосердие, терпи­мость и терпение, умение прощать;

 приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сю­сюканья и без панибратства), умение слушать, слы­шать и услышать;

 уважение достоинства и доверие, вера в миссию каж­дого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

 ожидание успеха в решении проблемы, готовность ока­зать содействие и прямую помощь при решении про­блемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

 признание права ребенка на свободу поступка, вы­бора, самовыражения.

 поощрение и одобрение самостоятельности;

 умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка

Успешность такого взаимодействия педагога и учащегося  возможна при соблюдении следующих условий.

1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают.

2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок – главное» - правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Совместность, сотрудничество. Это условие отражает процесс совместного движения к преодолению препятствия.

4. Доброжелательность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки .

Во время оказания педагогической поддержки необходимо учитывать возрастные особенности личности младших школьников, понимать, что большие трудности возникнут в процессе адаптации школьников в 1 и5 классах. В  это время ребенок  адаптируется в новых условиях.

Педподдержка необходима если:

      ребенок плохо учится;

      ребенок ленится;

      ребенок рассеян;

      ребенок неуправляем;

      уход от деятельности;

  • Рассмотрим методы педагогической поддержки: 

метод -успокоение путем беседы - превращения обидной ситуации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение невербальными средствами: рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, возможно использование спокойной музыки); Бывает что ребенок  нанес  кому-нибудь обиду или сам пострадал. И то и другое может его мучить, вызывать подавленность.

Воспитатели не должны  молчать. Нужно спросить, но так, чтобы не расстроить ребенка. Хотя со своими делами он справляется сам, но не все ему под силу. Необходимо  помочь ему.

 

  •  метод ―прямого действия (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против себя);

 

  •  метод рефлексивного анализа (осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья); В обиходном смысле рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

 

  • метод ―переключения - включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, ―грушу в спортзале и т.д.), творческое действие - нарисуй что-нибудь, вылепи,  (потеря значимости собственных страданий по сравнению глобальными общечеловеческими - прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр);

 

  •  метод ―возбуждения оптимизма (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и др.

Методы, с помощью которых

 возбуждается чувство радости

  • метод радостной перспективы - это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
  •  метод ―увлечения весельем - юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
  •   метод поощрения и похвалы - этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);

 

  •  метод самонаблюдения за своими эмоциями - метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
  • Методы поддержки физического здоровья ребенка
  •  метод ―оптимального режима жизни;

 В школе-интернате дети живут круглосуточно,  по особому распорядку – режиму.
 Режим дня - своеобразный ритм жизни их жизни: в одно и то же время подъем, зарядка, утренний туалет, завтрак, утренняя оздоровительная прогулка, активный отдых после обеда (спортивные игры, общественно полезный труд), самоподготовка, занятия по интересам, вечерняя оздоровительная прогулка, отбой, сон.Воспитанники нашей группы строго соблюдают режим дня.

 

  •  метод ―постепенности - приучение ребенка к последовательности и обдуманности во  избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям; метод физических упражнений и занятия спортом;

Воспитанники нашей группы систематически делают утреннюю гимнастику,посещают уроки физкультуры,  активно отдыхают на свежем воздухе в свободное от уроков и выполнения домашних заданий время. Это  прогулки, катание на велосипеде, купание в боссейне, ходьба на лыжах, разные игры.Проводятся беседы «

Мною разработан проект «Быть здоровым-здорово»

  •  обеспечение спокойного отдыха организма;
  • метод массажа и самомассажа - физического оздоровления путем растирания участков тела.

 

  • метод ―угашения отрицательных переживаний - способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие - угашение отрицательных эмоций;

 

  •  метод ―устранения плохих привычек;

привычка сосания пальцев,привычка грызть ногти,неправильная осанка.

Главная причина детских вредных привычек неблагополучная обстановка в семье .Это провоцирует повышенную тревожность.

Этот ребенок обделен вниманием,лаской,любовью,теплом.Необходимо больше прислушиваться к ребенку,мягко отвлекать его на другие виды активности,чаще хвалить,создавать условия для общения со сверстниками для активных игр.

 

 метод ―выработки хороших привычек и положительных черт характера;

Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка. 

 Утром у детей нашей группы спокойные, рассчитанные по минутам и в то же время неторопливые сборы в школу. Это нужно для того, чтобы у детей сложилась устойчивая привычка собираться в школу без суеты, заблаговременно.У детей нашей группы сформировалась привычка складывать  вещи. 

 Дети научились застилать свою постель - овладели умением, навыком. Воспитатели добились, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель.

Дети  привыкли  ежедневно чистить зубы.

 Внимательно следим за тем, чтобы дети не бросали книги, где попало, а убирали их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Следим,чтобы дети были всегда правдивы. Только при бесконтрольном  .образе жизни,  ложь легко сходит с рук.

Возвращаясь из школы,полные разнообразных впечатлений,дети жаждут поделиться со взрослыми.Воспитатели внимательно выслушивают детей,формируют у детей привычку  делиться с ними своими радостями и проблемами.

 

  •  метод релаксации - способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

 Школьники порой загружены не меньше взрослых. Посещая школу, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с школьниками использовать упражнения на релаксацию. Релаксация  – глубокое мышечное расслабление

 Когда ребёнок сильно взволнован, возбуждён или, наоборот, угнетён, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.

Для этого проводим упражнения «Растем»,»Роняем руки»,»Стряхиваем воду с пальцев», «Поднимаем и опускаем плечи».

 

  • Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
  • Методы, связанные с поддержкой
  • эмоционально нравственной сферы ребенка:
  • метод ―увлечения добрым делом;

 задача педагога – помочь  ребенку с выбором увлечения и направить его энергию в нужное и близкое ему русло. Наши дети увлекаются собиранием пазлов , рисованием, раскрашиванием,лепкой из пластилина, создание каких-либо аппликаций Такие творческие занятия помогут развить у ребенка фантазию, память, воображение, мелкую моторику, развиваются хорошие стремления.Это отвлекает его от безделья и скуки. Нередко воспитанник при постоянных наказаниях и осуждениях теряет веру в собственные силы. Энергия ребенка идет на негативные поступки. Он стремится проявить себя в озорных поступках.

Замкнутые и пассивные дети в процессе интересной работы становятся более общительными и энергичными. Неусидчивые, не умеющие доводить дело до конца незаметно преодолевает этот недостаток. Например, Михайлов Дима очень подвижный ребенок и его посещение спортзала идет ему на пользу. Его энергия идет в полезное русло, а не на плохие поступки. И хочется заметить, что у Димы есть хорошие результаты:он уже был на областных соревнованиях.Сидоров Саша очень любит участвовать во всех мероприятиях,конкурсах. У него очень много грамот и подарков.

  • метод ―увлечения героическим, нравственным подвигом во имя людей;

Дети чтают книги,проводятся  беседы: «Защитники земли Русской», «Сын России,преданный солдат»,конкурс рисунков  и поделок «Подарок ветерану», Грамотами были награждены Говорухин Д,Гребенщиков В.,Сидоров С.«Прерванный полет» (о летчиках  Героях России , погибших во время боевых действий),»Живи и помни»(о  людях, которые прошли войну, которые трудились в тылу для победы).

  • метод традиции - творческое использование положительного опыта;

Знакомство с традициями русского народного костюма

  • метод ―увлечения красивым - возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь ее;

Рисование на тему»Мы в ответе за нашу планету» дети заняли почетные места,»Край,который я люблю»,заучиание стихов на тему «Моя маленькая Родина».,изготовление поделок из природного материала .За участие в конкурсе «Осенние фантазии» дети были награждены грамотами.

  • метод ―увлечения загадочным - возбуждается чувство любознательности;
  • метод личного примера - способ развития положительных качеств на личном примере педагога.

 

  • Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
  • метод напоминания;
  • метод ―сомнения - этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
  • метод ―достижения согласия с самим собой‖ - метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;

метод ―достижения гармонии с окружающим‖ - метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas - здоровье) мышления.

  •  Это инструктажи, практические занятия.Это метод прямой защиты от опасности - природных явлений и материально-технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами; уберечь во время грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.).

 метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);

  • Методы укрепления чувства ответственности:

Чтобы развивать чувство ответственности воспитатели стараются давать посильную нагрузку. Если защитить ребенка от трудностей жизни, отстранить ребенка от бытовых, материальных и других жизненных трудностей, ребенок привыкает к тому, что за него все сделают родители. Или кто-то другой. Маленький ребенок не понимает такого самопожертвования, но привыкает к беззаботной жизни.

  •  Привлекаем его к труду - пусть помогает. Вместе размышляем, как лучше сделать,помогаем ему. С делами, с которыми он может справиться уже самостоятельно - пусть справляется самостоятельно. Свои игрушки,книги дети у нас  убрают сами. А если ребенок свои игрушки не ценит, их ломает (бросает, забывает, не убирает) - то остается без игрушек. Уроки он делает тоже самостоятельно.

Это:

  • метод доверия - развивается вера в свои силы;
  • метод просьбы - обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
  • метод беседы-размышления - обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
  • метод лекции - воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
  • метод поручения - обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
  • Методы поддержки развития организаторских способностей:
  • метод ―творческого выполнения задач‖;

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

  • ·Возьмите  геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше изображений

 

  • метод игры - творческое действие в воображаемых условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества; Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Игра формирует быстроту, выносливость, развивает координацию движений.  Активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы.влияет на  психическую деятельность. Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

С детьми в своей группе проводим подвижные игры "Мыши водят хоровод", "У медведя во бору","Хитрая лиса","Бездомный заяц", "Выше ножки от земли".

 

  • метод поручения - регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);

 

  •  Поручение - один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Следует помнить, что  младшие школьники особенно трепетно относятся к поручениям своего воспитателя, учительницы; для них это момент счастья, переживание своей значимости для любимого педагога, подтверждение авторитета в глазах товарищей.

 

Это дежурство в комнате,  Я разъясняла детям обязанности дежурных по комнате, а они довольно разнообразны.Дежурные обеспечивают порядок в комнате, следят за чистотой. ,помочь заправить постель товарищу. 

  •  проведение зарядки, помощь в организации общешкольных мероприятий,
  • Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
  • метод ―создания воспитывающих ситуаций - ситуаций свободного выбора поведения;
  •  Воспитывающие ситуации -  это ситуации свободного выбора. Ученику  необходимо выбрать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю». В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение. Как результат столкновения отношений личности и общепринятых норм поведения людей конфликтная ситуация не может быть обойдена воспитателем.

 

  • метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - ―активное слушание, ―прием на работу, тренинг по этикету, ―Кораблекрушение, ―Необитаемый остров и т.д.);
  •  метод творческого поиска.
  • Методы педагогической поддержки
    развития самостоятельной личности
  • метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников

школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.); Поощрение вызывает чувство удовлетворения, радости, гордости, желание вести себя ещё лучше. Оно должно быть справедливым, при поощрении нужно соблюдать меру.

Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Приведу пример.В нашей группе шла активная подготовка к Новому году. Дети состовляли композицию «Вместо елки Новогодний букет»,украшали комнату,делали игрушки,аппликации,,рисовали газету,участвовали в Новогоднем представлении.За активное участие детей наградили грамотой,подарками.

За активное посещение библиотеки Сидоров С был награжден грамотой.

 

 метод наказания (взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором); трудного воспитанника считают плохим, неисправимым.У него возникает ожесточение, озлобление, желание отомстить,но у каждого воспитанника есть стремление к хорошему; плохое его самого тяготит и вызывает страдание. Если ребёнок не может самостоятельно сосредоточить свои силы на исправления ошибок, он нуждается в помощи воспитателя. Следовательно, для выпрямления личности необходимо организовать правильное поведение воспитанника, привлекать его к совершению хороших, ценных поступков, поощрять их.

Наше единственное средство в воспитании это собственные поступки и слово. СЛОВО – тончайшее прикосновение к сердцу. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадёжность, рассеять сомнения и одухотворить.

Требования к воспитаннику могут быть в виде приказа, указания в деловом, решительном тоне или совет, просьба, намек.

  • метод ―предоставления дополнительных полномочий;
  •  метод критики;
  •  метод ―ролевой игры (представление себя в ролях отрицательных и положительных персонажей);
  • Игра «Гости»  ребенок по телефону приглашает гостей на обед

 дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.

« Магазин» дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки.

дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки.

«Школа» Эта игра даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу

.  «Врач»  дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.

« Автобус»

ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.

 «Дорога» рассказать о различных видах машин (самосвал, бульдозер, экскаватор, бетономешалка и т. д.), повторяются ПДД.

  • метод самодиагностики - обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;

. метод самооценки - обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, использованных средств;

Формирование у детей адекватной самооценки зависит от учебно-воспитательного процесса, то есть формирование самооценки идет под влиянием оценки, которую дают учителя, родители и сверстники. Поэтому, родители и учителя, должны понимать,, что для младших школьников взрослые  являются авторитетом, и они безоговорочно верят в их оценки. Так что в этом возрасте из талантливого ребёнка легко сделать неудачника, и напротив легко вселить в ребёнка уверенность в своих силах. Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка,

  • метод самоорганизации - обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.). Бывает так,что мы откладываем работу до самого последнего момента, а потом суматошно и ч некачественно ее выполняем. Наверняка такая ситуация знакома многим, а избежать подобных случаев в дальнейшем очень легко, если знать, как организовать самого себя и свою деятельность. Самоорганизация это -умение правильно обустроить рабочее место, организовать свой график и своевременно выполнять задания.Если ребенок владеет самоорганизацией,у него повышается качество работы, экономятся время и силы, Четкий распорядок дня является отличной основой для формирования хороших навыков самоорганизации. Школьники, привыкшие к нему в семье или в детском саду, своевременно выполняют необходимые задания, привыкают к упорядоченности в делах.

Хорошо организовать себя помогает заблаговременное планирование. Можно планировать на один день, на целую неделю, на каждые выходные 

Для развития навыков самоорганизации важно, чтобы уже с раннего возраста у ребенка были цели. 

  Самоорганизация - высший уровень владения собой и своим временем.Навыки самоорганизации вполне можно развить, и делать это стоит с самого раннего возраста. 

 

  •  метод самореабилитации - самостоятельный способ восстановления физических и психических сил (расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение гармонии путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс);
  •  метод самоопределения - создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
  • метод самореализации - создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и др.);
  • метод самоконтроля;

 метод самопрогнозирования - построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспектив своей деятельности.

 Со своей группой я работаю уже четвертый год.

С первых дней старалась сформировать  доверительные  отношения  с каждым ребёнком.  Провожу наблюдения  за состоянием каждого воспитанника (эмоциональным и физическим).

Стараюсь  определять сильные и слабые стороны каждого воспитанника.

 

 

С понятием метода тесно связано понятие «приема пед поддержки». Приемы пед поддержки – конкретные операции взаимодействия педагога и учащегося в процессе реализации методов. Чтобы научить ребёнка концентрировать внимание я прибегала к следующим способам:

1. Стояла рядом. Ребёнок должен видеть и слышать того, кто с ним разговаривает.

2.Заботилась о том, чтобы моё лицо было на уровне его глаз. Располагалась так, чтобы ребёнок мог видеть моё лицо. Ведь это именно то, на чём он должен сосредоточиться.

3.Звала ребёнка по имени. Прежде чем попросить о чём-нибудь, привлекала его внимание, окликнув по имени. Не продолжала, пока он не поворачивался и не смотрел на меня.

4.Устанавливала зрительный контакт. Когда звала ребёнка и, он ко мне поворачивался, смотрела ему в глаза. Иногда его лицо было передо мной, но взгляд  был устремлён в пол, и он  не мог сконцентрировать внимание.

5.Внимательно подбирала слова. Пользовалась знакомыми словами и короткими предложениями.

6..Использовала жесты. Дополняла свои слова соответствующими жестами, ребёнку было легче понять меня и тем самым сконцентрировать внимание.