Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

  Доклад:

"Особенности коррекционной работы по развитию речи"

 Подготовила:воспитатель

Коротченко Н.Н.

 Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; её появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка, достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности.

В настоящее время, исследуя результаты медико-психолого-педагогической комиссии, наблюдается увеличение количества детей с тяжелыми формами нарушения речи. К таким формам относят общее недоразвитие речи (ОНР).

Правильное понимание структуры общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для  выбора наиболее эффективных приемов коррекции развития связной речи у дошкольников и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

Педагоги ставят перед собой цель – формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи. 

Решаются следующие задачи:

1.      Последовательно знакомить детей с приемами составления рассказа, доступными данному возрасту.

2.      Развивать у детей ассоциативно-образное мышление, образное восприятие окружающего мира и нравственно-эмоциональную отзывчивость на его явления, предметы, объекты.

3.      Формировать обобщенные знания и соответствующие умения:  освоение детьми характерных элементов повествовательного рассказа, умение составлять рассказ.

4.      Формировать  у детей интерес к  литературному слову.

5.      Формировать у детей желание заниматься подобной деятельностью, по предложению взрослых и по собственной инициативе.

6.      Воспитывать активность, самостоятельность, инициативу и творчество при создании выразительных образов.

Использование методов строится на следующих принципах.

- Принцип свободы. Занятия не могут быть ни обязательными, ни принудительными. Они могут строиться только на интересе самих детей.

- Принцип взаимодействия. Он может рассматриваться на нескольких уровнях:

а) на уровне взаимоотношения между взрослым и ребенком:

- взаимодействие как сотворчество педагога и ребенка;

- взаимодействие партнеров в процессе художественной  деятельности;

б) на уровне содержания развивающего процесса – взаимодействие задач на разных этапах формирования выразительного образа.

-Принцип игровой задачи материала с учетом возрастных особенностей         ребенка.

-   Принцип рациональности и эффективности подачи материала:

а) постепенности;

б) системности и обобщенности предлагаемого детям  материала.

- Принцип оптимального сочетания в процессе обучения репродуктивного и творческого типа заданий.

- Принцип учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста.

Решить задачи развития связной речи  через обучение рассказыванию позволит ряд педагогических условий. Под «педагогическими условиями» подразумеваются теоретические и практические ориентиры, установки, средства организации образовательного процесса. Такими условиями являются:

- Отбор литературных тем  к использованию в  речевой деятельности детей школьного возраста с учетом доступности, педагогической целесообразности и эффективности, в соответствии с гигиеническими нормами школьного учреждения.

- Знание и грамотное владение педагогом технологиями разнообразных приемов обучения составлению рассказа и пересказа.

- Обеспечение детям определенной «насмотренности», воспитание внимательного наблюдения за объектами и явлениями окружающей жизни.

- Постепенное усложнение осваиваемых детьми умений речевой деятельности.

- Комплексное использование взаимодополняющих форм работы по развитию связной речи  (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей).

- Комплексное и системное использование методов и приемов развития связной речи детей.

- Взаимодействие между руководителями и педагогами по данной проблеме использования художественных техник (разработки, методические пособия и т.д.), а также необходимой материально-технической базы и рациональная организация места для работы с ними.

Коррекцией речевого и общего развития детей  с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи.

Закрепление у детей навыков связного высказывания может происходить как на фронтальных занятиях по развитию речи, так и во время занятий по познавательному развитию, изобразительному, трудовому развитию и в других видах деятельности.

Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи.

На занятиях необходимо использовать такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др.

При проведении того или иного занятия педагогу следует находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

При работе над монологической речью, в частности над пересказом, в группе для детей с ОНР надо учитывать следующее. Вначале детей нужно научить подробному, затем выборочному и творческому пересказу.

Подробный пересказ воспитывает навык последовательного полного изложения мысли.

Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста.

Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.

Подбирая произведения для пересказа, необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; четкость и последовательность развертывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем.

При обучению детей пересказу, воспитателю необходимо использовать следующие методы и приемы: выразительное дву- и трехкратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения задания, оценка и т. д. О правильном применении их будет свидетельствовать повышение от занятия к занятию активности и самостоятельности детей при выполнении речевых заданий.

Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ не возможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения – это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируется наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

Следующей формой работы над связной речью являются составления рассказов по картине. Выделяют следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

Составление описательного рассказа по предметной картине.

Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

Составление рассказа с элементами творчества. Детям предлагаются следующие задания:

- Составить рассказ о каком-либо случае с девочкой (мальчиком) в лесу. Например, предлагается картинка, где изображены дети с корзинками в лесу на поляне, разглядывающие ежиху с ежатами. Дети должны самостоятельно придумать свой рассказ, используя подсказку, кого еще можно увидеть в лесу, если внимательно понаблюдать.

- Завершить рассказ по готовому началу (с опорой на картинку). Целью данного задания является выявить возможности детей в решении поставленной творческой задачи, умении использовать при составлении рассказа предложенный речевой и наглядный материал. Дети должны продолжить рассказ о ежихе с ежатами, придумать концовку о том, что сделали дети после того, как понаблюдали за семейством ежей.

- Прослушать текст и найти в нем смысловые ошибки. (Осень вернулись из жарких стран зимующие птицы – скворцы, воробьи, соловьи. В лесу дети слушали песни певчих птиц – соловьев, жаворонков, воробьев, галок). После исправления смысловых ошибок составить предложения, заменив неправильные слова более подходящими по смыслу.

- Составить рассказ – описание любимой игрушки или той игрушки, какую хочешь получить в день рождения.

На логопедических занятиях с использованием картины ставятся разнообразные задачи, зависящие от содержания картины:

1) учить детей правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства (конкретно планируется от сюжета картины): любовь к природе, уважение к данной профессии и т. д.;

3) учить составлять связный рассказ по картине;

4) активизировать и расширять словарный запас (конкретно планируются новые слова, которые надо запомнить детям, или слова, которые надо уточнить и закрепить).

К рассказам детей младшего школьного возраста предъявляются следующие требования: точная передача сюжета, самостоятельность, целесообразность использования языковых средств (точное обозначение действий, качеств, состояний и т. д.). Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

В процессе занятий у детей формируются навыки совместной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы.

Для коллективных рассказов необходимо подбирать картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета. В сериях, изданных для детских садов к таким картинам относятся «Зимние развлечения», «Летом в парке» и др.

Различные упражнения на развитие связной речи можно включать также в занятия по познавательному развитию, изобразительной и трудовой деятельности. Например:

Упражнение «Кто за деревом?»

На магнитной доске – раскидистый дуб. Воспитатель прячет в ветвях дуба белку так, что виден ее хвост, и спрашивает:

- Чей это хвост? Кто спрятался в ветвях? Составьте предложение со словами потому что.

 Дети отвечают:

- Это беличий хвост, потому что в ветвях спряталась белка.

Упражнение «Будь внимательным».

Воспитатель произносит названия трех перелетных и одной зимующей птицы. Дети внимательно слушают и составляют предложения:

- Лишний воробей, потому что это зимующая птица, а остальные птицы – перелетные. И т. п.

Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок, которые можно использовать в любых видах деятельности. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картине. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения. Упражнения на отгадывание и составление загадок формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.

Так как дети с общим недоразвитием речи испытывают затруднения при пересказе и составлении рассказа по картинке, можно выделить основные направления коррекционной работы:

Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное сладкое яблоко.)

Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно, или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (Лиса... в густом лесу); отсутствует начало (...живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом...).

Составление предложений по «живым картинкам» (предметные картинки вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.

Восстановление предложений со смысловой деформацией (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)

Отбор слов из названных педагогом, и составление с ними предложения (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).

Постепенно дети учатся располагать предложения в логической последовательности, находить в текстах опорные слова, что является следующей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему высказывания, выделять главное, последовательно строить собственное сообщение, которое должно иметь начало, продолжение и конец.

Особую педагогическую ценность представляет использование в процессе обучения связной речи моделей.

Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа.

На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс предсказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Включаются в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины. При  разыгрывании сказки «Репка» нужен кружок желтого цвета (репка) и шесть полосок разной длины для персонажей. Вместе с детьми обсуждается, кого из героев произведения должна замещать та или иная полоска. После того как дети успешно освоили, предложить им самим разложить заместители в нужном порядке.

Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж. К сказке «Заюшкина избушка» нужны круги: белый (заяц), оранжевый (лиса), серый (собака), коричневый (медведь), красный (петух).

В некоторых сказках сочетаются два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд. В сказке «Три медведя» решить с детьми какому медведю какой круг подходит. При рассказывании сказки дети показывают на соответствующий круг и выполняют с ним простые действия.

При проведении таких занятий особенно важно, чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому, до начала занятия обсуждается, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Ребёнок использует заместитель на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа. В сказке «Красная шапочка» круг красного цвета обозначает Красную шапочку. При соотношении величин героев, заместителями являются полоски разной длинны. В сказке «Теремок» героев замещают полоски, разной длинны, самая маленькая серая полоска мышка, больше полоска зеленого цвета лягушка и т.д.

 Иногда в организованной деятельности используется цветовая  символика, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный - тёмными. В сказке «Иван Царевич», Баба Яга или Злой Волк обозначаются чёрным кругом, а Добрый Молодец - белым.

Помогая ребенку, надо не просто играть с предметами-заместителями, но и чётко соблюдать последовательность действий сказки, что помогает ему анализировать основные события и связь между ними. Ребёнок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи - показывает основные  действия и события сказки.

В сказке «Снегурушка и лиса», при чтении слов о том, как Снегурушка отпрашивается у дедушки и бабушки в лес погулять, дети выкладывают кружок, обозначающий Снегурушку возле дедушки и бабушки, воспитатель   зарисовывает  эту ситуацию на схеме. Затем последовательно зарисовывает следующие эпизоды. Каждая схема делается взрослым после того, как дети с помощью кружков изобразят соответствующую ситуацию. Детям  предлагается по этим рисункам рассказать сказку. Если ребенок путает последовательность рисунков, то  лишние рисунки  прикрываются  листом бумаги, оставляется открытым только тот рисунок, по которому он должен рассказать в данный момент.

Данное задание  предусматривает не только дословный пересказ. Оно направлено на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки, выделять основные происходящие в ней события.

Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. Дети начинают придумывать собственные истории, рассказы, сказки, в работу включается воображение. Эта работа предусматривается на втором этапе введения моделей и схем при ознакомлении с художественной литературой.

На занятии по знакомству с художественной литературой при закреплении сказки «Колобок»,   ребенку предлагались красочные иллюстрации к данной сказке, но иллюстрации были перепутаны и добавлена картинка из другой сказки. Ребенку предлагалось помочь героям сказки и разложить картинки  в той последовательности как развивались события в сказке «Колобок». Найти лишнюю картинку, и назвать из какой, она сказки.

Детям предлагается от имени художника дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображён человечек. Дети придумывают про человечка, а воспитатель должен зарисовывает всё, что дети предлагают. После окончания изобразительной части работы, предлагается задание: придумать про мальчика любую историю. Позже  даются задания: придумать домик и того, кто в нём живёт и рассказать, что с ним однажды случилось; а также про цветок и бабочку, поезд и котёнка, грузовую машину и др.

Задание можно усложнить, уменьшая опору на реальность. Ребёнку проще рассказать что-то, когда он видит перед собой детально нарисованные изображения, чем просто представлять себе что-нибудь. Но в, то, же время рано переводить детей к сочинениям только по собственным представлениям, надо сохранить направленный характер воображения, необходимость следовать определённой задаче.

Когда дети научились работать с предметами-заместителями и чётко соблюдать последовательность действий сказки,  детям даются кружки индивидуально и не по одному кружку, а для начала по два - три разных цветов. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это такие и что с ними однажды случилось, что помогает им анализировать основные события и связь между ними.

И конечно, новое задание вызывает новые трудности. Одно дело, когда придумывали все вместе, когда перед глазами была довольно полная картина, и совсем другое, когда надо фантазировать, глядя на кружки. И уже не просто придумать, на что они могут быть похожи, но и составить историю Дети учатся придумывать собственные истории и сказки, у многих отмечается оригинальность, развёрнутость сюжета, последовательность изложения. Собственные творения получаются эмоционально окрашенными, дети избегают повторений, каждый старается сам.

Опираясь на опыт ведущих педагогов и собственный опыт, при организации занятий по наглядному моделированию стали  использоваться схемы, таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

 Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа;

- последовательность рассказа;

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

При организации работы по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы с помощью схематических изображений (схем, таблиц-опор, планов-схем) с целью обучения составлению описательных рассказов, дети заметили и стали  выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы.

Наглядное моделирование в данном случае явилось тем специфическим средством, которое, позволило упорядочить разрозненные представления и впечатления, научило анализировать, выделять существенное, научило наблюдательности и любознательности. 

Так же для того, чтобы повысить интерес к изучаемым материалам, для усвоения принципов замещения и для развития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ, используя ленту-схему. На ленте-схеме, расположенной горизонтально или вертикально, изображаются по порядку символы обозначающие:

Вниманию детей могут предлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можно варьировать материал, добавляя обозначения какого-либо признака.

I вариант.

Воспитатель предлагает кому-то из детей выбрать животного, которого нужно будет зашифровать. Ребёнок (или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы, отображающие отличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их перед остальными детьми, и они отгадывают объект (сезон).

II вариант.

Кому-то из детей предложить отвернуться, а остальные дети сообща выбирают объект (сезон), который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы с соответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто (что) зашифрован.

III вариант.

Воспитатель называет или показывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующими признаками, но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.

IV вариант.

Воспитатель называет признаки объекта (сезона), дети схематично зарисовывают их. Затем, глядя на свои рисунки, отгадывают зашифрованный объект (сезон).

Для уточнения, закрепления знаний о сезонных изменениях в природе, жизни животных и растений в разное время года большую помощь в работе оказывают упражнения типа:

«Когда это бывает» - детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное время года, дети называют сезон;

«Рассели жителей» - воспитатель сообщает, что художник нарисовал дома для каждого из сезонов, но никак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детям предлагается помочь ему.

Изучая тему «Домашние и дикие животные» детям предлагалась игровая  ситуация: Незнайка запутался и никак не может различить диких и домашних животных. Необходимо отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается  задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? Потом даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком - либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний, ненужный признак.

Во время работы было замечено, что ни одного ребёнка не оставляет равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойств, предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время, сочинение загадок - это творчество, доступное практически всем детям.

Для осуществления такого вида задания лучше создать таблицу, которую правильней назвать опорой. В первом столбце опорой стали слова (или символические изображения), которые заключают в себе смысл: «Какая?», а во втором – «Что такое же?». Детям предлагается  составить загадку о моркови. Следует заполнить опору, представленную в таблице 2.

                                                                                       Таблица 2

Какая?

Что такое же?

Длинная

Сосулька

Оранжевая  

Апельсин

Хрустящая  

Сухарь

 

Получилась загадка: Длинная - как сосулька,

Оранжевая - как апельсин,

Хрустящая - как сухарь.

Или,  загадка о снеге. Применяются опоры, представленные в таблице3:

                                                                                       Таблица 3

На что похоже?     

Чем отличается?

На вату

Тает

На покрывало

Утюгом не погладишь

На сухарь    

Нельзя есть

 

Получилась загадка: Как вата - но тает,

Как покрывало - но утюгом не погладишь,

Как сухарь - но есть нельзя.

Опоры можно давать устно, они хорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.

Предложенные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них умений вербализации производимых действий и отдельных видов деятельности в форме развернутых связных высказываний.

Теоретическое и практическое изучение проблемы позволило сделать следующие выводы:

1.      Связная речь - это самостоятельное использование ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. На процесс становления связной речи ребенка влияет ввод новых лексических единиц в лексико-семантическую систему в определенных коммуникативных ситуациях, с учетом индивидуальных особенностей организации словаря ребенка.

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы  в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

   Несмотря на вариативноть клинических характеристик детей с ОНР, общим для них является системное недоразвитие речи. При этом особенно сложным и стойким является нарушение формирования лексики и грамматического строя речи.

   Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.

Младших школьников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

2.      Исследование уровня развития связной речи у детей школьного возраста показало: нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность; бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка; пропуски смысловых звеньев и ошибки; повторы слов, паузы по тексту; незаконченность смыслового выражения мысли; трудности в языковой реализации замысла; необходимость в стимулирующей помощи.

Цель – формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 

Решить задачи развития связной речи  через обучение рассказыванию позволит ряд педагогических условий. Такими условиями являются:

- Отбор литературных тем  к использованию в  речевой деятельности детей младшего школьного возраста; постепенное усложнение осваиваемых детьми умений речевой деятельности.

- Знание и грамотное владение педагогом технологиями разнообразных приемов обучения составлению рассказа и пересказа; комплексное и системное использование методов и приемов развития связной речи детей.

- Обеспечение детям определенной «насмотренности», воспитание внимательного наблюдения за объектами и явлениями окружающей жизни.

- Комплексное использование взаимодополняющих форм работы по развитию связной речи  (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей).

- Взаимодействие между руководителями и педагогами по данной проблеме использования художественных техник (разработки, методические пособия и т.д.), а также необходимой материально-технической базы и рациональная организация места для работы с ними.

После проведенной коррекционной работы, которая осуществлялась в течение шести месяцев, были  получены результаты: У детей наблюдается динамика в развитии связной речи. Промежуточные результаты позитивные. Продолжение работы позволит успешно решить задачи развития связной речи.