Развитие творческого потенциала учащихся является важнейшей задачей школы.
Развитие творческого потенциала – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».
Что же такое творчество?
Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.
Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.
Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.
Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.
Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Что это значит развивать творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании.
2. Технология реализации идеи в собственном опыте.
Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.
Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:
усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время;
организация досуговой деятельности;
выявить интересы, склонности, способности, возможности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширять рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности.
Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь.
В своей работе использую общедидактические принципы:
- научность;
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- наглядность;
- активность;
- индивидуальный подход;
- от простого к сложному.
Наряду с принципами использую и методы:
- словесно-наглядные;
- наглядно-практические;
- практические;Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся.
Деятельность ребёнка во внеурочном мероприятии помогает ему стать:
- инициативным;
- последовательным;
- усидчивым;
- доводить начатое дело до конца;
- самостоятельно решать поставленные задачи.
С развитием творческих способностей развивается личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Участие во внеурочной деятельности позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.
Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.
Направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию:
- Хочу сделать!
- Могу сделать!
- Я - сделал!
Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.