Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

 Развитие творческого потенциала  учащихся является важнейшей задачей школы.

        Развитие творческого потенциала – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ребёнка, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.

Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Школа выполняет заказ общества и государства. ФГОСы дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. В стандартах предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личностном опыте ребенка.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».

Что же такое творчество?

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен.

Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности.

Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности       к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление   к самостоятельности   в ее выполнении, положительная мотивация     в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми  разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

 Что это значит развивать творческие способности?             

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные  трудности, активность во всех делах и в первую очередь  в познании.

2. Технология реализации идеи в собственном опыте.

Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.

Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются:

усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время;

организация досуговой деятельности;

выявить интересы, склонности, способности, возможности;

оказать помощь в поисках «себя»;

создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;

развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;

развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

расширять рамки общения с социумом;

воспитывать культуру досуговой деятельности.

Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь.

В своей работе использую общедидактические принципы:

- научность;

- систематичность;

- последовательность;

- доступность;

- наглядность;

- активность;

- индивидуальный подход;

- от простого к сложному.

Наряду с принципами использую и методы:

- словесно-наглядные;

- наглядно-практические;

- практические;Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся.

Деятельность ребёнка во внеурочном мероприятии помогает ему стать:

- инициативным;

- последовательным;

- усидчивым;

- доводить начатое дело до конца;

- самостоятельно решать поставленные задачи.

С развитием творческих способностей развивается  личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Участие во внеурочной деятельности позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало,  помогаю ребёнку понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества,  так как это стимулирует развитие мышления ребёнка.

Направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и  способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию:

- Хочу сделать!

- Могу сделать!

- Я - сделал!

Для стимулирования творческой деятельности важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он будет стремиться делать всё лучше и лучше, может посмотреть на работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество.