Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

 Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, стремительно усложняется. При этом в самом трудном положении оказывается учитель, который стоит перед неразрешимой проблемой: «Как научить каждого, ведь они такие разные!»

В поиске путей и способов активизации познавательной деятельности помогает личностно ориентированное обучение. 

   Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.

Признание ученика главной фигурой в обучении, составляет основу личностно-ориентированного обучения. Это связано с новым взглядом на личность:

-  ребенок – личность, которая живет сейчас;

- личность - субъект в педагогическом процессе;

- личность – цель образования;

- приоритетные качества личности  – это важные этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство,)

Личностно-ориентированное обучение базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Основные идеи личностно-ориентированного обучения:

- дети приходят к знаниям из своего личного опыта и от общения с окружающим миром;

 - уважать идеи детей и использовать их в учебном процессе;

 - создание возможности выбора;

- учитель стимулирует рост и развитие детей, подкрепляя их интересы, нужды и достижения;

- организация среды деятельности школьника;

-  вовлекать в деятельность других;

 - самостоятельность и ответственность;

- индивидуализация;

- родители – участники процесса.

Необходимо

-  видеть в ученике уникальную личность;

-  создавать ситуацию успеха, поддержки (все дети талантливы);

- исключить выделение недостатков ребенка в коллективе (ребенок хорош, плохи его поступки);

- предоставить возможность ребенку реализовать себя в положительной деятельности (в каждом ребенке чудо, открой его).

Учение без принуждения осуществляется через:

-  требовательность, основанную на доверии;

-  учение с увлечением, рожденное интересным преподаванием;

-  замена принуждения желанием, рожденным от успеха;

-  ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

Что нужно для того, чтобы реализовать  личностно-ориентированное обучение в школе?

- Во-первых, принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления способностей, где обучение и воспитание органически сливаются.

- Во-вторых, выявить характер взаимоотношений основных участников учебного процесса - администрации, учителей, учеников, родителей.

- В-третьих, определить критерии эффективности инновационного процесса.

Личностно-ориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Поэтому, занимаясь по личностно- ориентированной системе обучения, ученик

- получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;

- вырабатывает силу воли, учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации;

- учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;

- учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением.

Все это становится возможным в связи с тем, что эта система полностью соответствует комплексу индивидуальных способностей ученика. Поэтому ученик сознательно или стихийно мобилизует свои ценные для этой системы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В процессе такой деятельности у него вырабатывается склонность к систематичности, основательности в работе, происходит присвоение таких черт характера, как любовь к учению, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, концентрация внимания, спокойствие, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим.

 В учебно-воспитательной работе с детьми  должны создаваться оптимальные условия, содействующие развитию личности ученика посредством возрастной ведущей учебной деятельности.

Психологами доказано, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка.  Поэтому необходимо определить, по меньшей мере, два уровня развития ребенка, без знания которых мы не сумеем найти верное отношение между ходом детского развития и возможностями его обучения в каждом конкретном случае.

Первый - это уровень  подготовленности ученика, характеризуемом тем, какие задания он может выполнять самостоятельно, без помощи взрослых.

Второй - это уровень, который свидетельствует о том, чего ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью.

Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т. д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.

Развивающий воспитательно-образовательный процесс требует, чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. 

Учитель должен «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции , способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.

Учитель должен развива в ребенке «умения думать и действовать творчески»,  через творчески-продуктивную деятельность . Необходима совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками.

Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию.

Учитель просто обязан обеспечить на уроке приток свежих сведений из самых различных источников; дать совет, что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское повествование и поощрить их за это более высокой оценкой.

Педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создает условия для его самодвижения.

Учитель должен установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом.

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволит:

1) повысить мотивированность учащихся к обучению;

2) повысить их познавательную активность;

3) построить учебный процесс с учетом  особенностей каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

Одной из основных форм личностно – ориентированного образования является игра. Игра творчество, игра – труд . В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться,  мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям .

 Увлёкшись дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются  в необычных ситуациях, пополняют запас представлений , понятий , развивают фантазию . Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием , прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети очень внимательны дисциплинированны, Игры очень хорошо уживаются с “ серьёзным”учением. Включение  игровых моментов делает процесс обучения интересным , занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в  усвоении учебного материала.

Важная черта игр – занимательность. Поэтому дети с удовольствием  принимают в них участие. Игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В своей работе я игры провожу,  как индивидуально,  так и  в ходе групповой и коллективной работы.  Стараюсь использовать в работе 2-3 уровня  заданий одновременно.

Первый уровень –  обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.

Второй уровень  задания – тренировочный. Его выполняют более сильные ученики,  без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.С такими заданиями хорошо справляется Лобоновская Ангелина ,Говорухин Данил.

Третий уровень – творческое задание. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой.Особенно такие задания любит Лобановская Ангелина. 

   Например игра «Особое задание» Сильные воспитанники получают право на выполнение особо сложного задания .Игра «Реставрация» . Ученикам выдается  текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его.

Игра «Добудь ответ» опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из  разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в предложенной книге в течение ограниченного времени.Это побуждает к познавательной деятельности.

 Три слова. Берутся наугад три слова, не связанные между собой по смыслу. Необходимо составить как можно больше предложений, включающих предлагаемые слова Можно менять падежи, дополнять предложение другими словами.

1 вариант: озеро, медведь, карандаш.

 2 вариант: улица, книга, фартук.

Задание можно усложнить, если предложения будут составляться так, чтобы они образовали небольшой коллективный рассказ..

 Поиск нового.  Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков.

1 вариант: тарелка, лодка.

 2 вариант: солнце, рубашка.

Примеры нестандартных ответов по варианту 1: лодка и тарелка имеют углубление; в лодку и тарелку можно налить жидкость. Пример оригинальных ответов: лодка и тарелка – изделия человеческих рук; лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды.

Исключи лишнее слово.

Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.

Секунда, час, год, вечер, неделя.

Деление, число, вычитание, умножение, сложение.

Малина, клубника, яблоко, земляника, черника.

Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

Книга, портфель, чемодан, кошелёк.

. Ситуация. Задается определенная ситуация, дети должны придумать причины ее возникновения, а также развить ситуацию дальше, чтобы показать ее последствия.

Например,  вернувшись из магазина, ты обнаружил, что дверь твоей квартиры распахнута...

 

Детям с плохой памятью, плохо усваивающие материал  даю кроссворды, ребусы. Составление и решение кроссвордов способствует расширению кругозора учащихся.

 Эти игры прививают любовь к предмету, раскрывают творческий потенциал детей, обеспечивают непрерывное развитие учащихся. Игра – является одним из активных методов обучения. В играх  дети проявляют воображение, сообразительность, наблюдательность, находчивость, учатся быстро и логично рассуждать. В игре закрепляются умения применять полученные ранее знания , навыки, пользоваться справочной и другой литературой. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом. Вот почему игра может стать средством всестороннего развития личности ребёнка, его способностей. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно – воспитательного процесса, что и делает обучение по настоящему личностно – ориентированным.

Подводя итог выше сказанному, хочу отметить: личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании предполагает понимание того, что ребёнок имеет свою жизненную историю , собственное “Я”, свой внутренний мир , что ему свойственны страсти и переживания, что у ребёнка в любом возрасте есть честь и достоинство, что он жаждет справедливости , нуждается в сострадании , общении диалоге и поддержке, что способен мыслить и творить , наделён совершать ошибки , но и осознавать их , возрождаясь к лучшему.                                                            

 Личностно-ориентированное воспитание позволяе  воспитать маленького человека лучше, чем он есть.

Когда ребёнок  приходит в школу, то классный коллектив становится реальным миром, и отношения в нём носят не только "учебный" характер.

Воспитание, формирование личности ребёнка осуществляется каждый день в будничной жизни. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьника стала разнообразной, содержательной и строилась на основе самых высоких нравственных отношений. Радостным для школьника должен стать сам процесс приобретения новых знаний, познания мира с трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем несравнимую радость доставляют общение с товарищами, приобретение друзей, коллективные дела, игры, совместные переживания, приобщение к труду и общественно-полезной деятельности.

Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чём-то: кто-то хорошо умеет танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг... Надо только помочь ребёнку раскрыться.

На первых порах важно оценивать успехи школьника не в сравнении с успехами других, а оценивать достигнутые им результаты, сопоставляя его нынешние успехи с прошлыми, подчёркивая его развитие и продвижение. При этом важно отметить старания ребёнка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, труде, творчестве.

Для большинства детей успех — сильный стимул к дальнейшему совершенствованию. Выход за рамки привычного, стандартного всегда сопутствует творчеству.

Когда я начинала работать с первоклассниками, то  ориентировалась на личность каждого ребёнка, на его индивидуальность. Известно, что обучение и воспитание взаимосвязаны. И личностно-ориентированное воспитание способствует успешному обучению, служит профилактикой стрессовых психических состояний у ребёнка в процессе обучения. Каждый ученик должен в чём-то самоутвердиться.

В первые дни я старалась выявить, кто на что способен, чтобы в дальнейшем в процессе работы по возможности развивать способности детей, чтобы каждый из них чувствовал себя на своём месте.

 В каждом ребёнке есть задатки таланта, но если их не развивать, всё "засохнет на корню". Пусть не все из них станут великими людьми, но что все станут лучше, это несомненно.

 Мы с детьми готовились к открытым мероприятиям. Для этого среди детей распределялись роли: кто-то участвует в инсценировке, кто-то читает стихи, танцует. Всё происходит с учётом индивидуальности. В дальнейшем дети становятся более самостоятельными.

Репетиции тоже имеют большое значение в воспитании детей, так как во время их проведения дети общаются и незаметно для себя показывают то, на что они способны. Распределение ролей исходя из сил, способностей и желания каждого. На этих мероприятиях нет деления на способных и неспособных — роли доступны всем, а не только одарённым детям. Дети самоутверждаются.

Личностно-ориентированный подход в воспитании ребёнка с выходом на индивидуальность имеет очень большое значение. Приведу конкретный пример на яркой личности моего класса требующей особого подхода в воспитании.Это Ткачев Артем,очень активный мальчик.

 Ему необходимы  физические нагрузки, подвижные игры, занятия спортом, где он мог  бы расходовать свою  энергию и тем самым становиться более уравновешенным и спокойным.

Я стараюсь вовлечь его в трудовую деятельность класса: помыть доску, сделать генеральную уборку. Он это делает с удовольствием и умело.

Приведу еще пример,Сидоров Саша любит быть в центре внимания.Я стараюсь брать его на все выступления . Он ничего и никого не боится, производит большое впечатление на присутствующих. Кроме того, он хорошо рисует.Его рисунки тоже можно увидеть на стендах.

Михайличенко Ярослав очень хорошо лепит из пластилина.Мы собираемся сделать выставку его поделок.

Ориентация на личностный характер обучения и воспитания способствовала укреплению веры трудного ребёнка в свои силы, изменение его как личности в лучшую сторону.Например Шумилов Рома.Учение ему дается с трудом.Он может быстро заплакать,топать ногами когда у него что то не получается.

Как видим, воспитание должно иметь ещё и развивающий характер. Воспитательная работа должна быть поставлена так, чтобы она способствовала развитию ребёнка, то есть учитель должен ориентироваться на качественные сдвиги в личности ребёнка, на перспективу его интеллектуального и эмоционально-волевого развития.

Учитель, должен терпеливо относиться к своим ученикам, направлять их энергию в нужное русло.