Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит - нет полноценной личности. Речь исполняет не только функцию общения между людьми (т.е. коммуникативную функцию), но и является орудием мысли. Нормально развивающемуся ребенку речь даётся сразу во всем практическом, социальном содержании её функций и к 6-7-летнему возрасту, такой ребенок практически владеет грамматикой родного языка, т.е. в свободной речи он не допускает аграмматизмов (искажений). Но есть дети, которые в силу определённых обстоятельств (травма, болезнь и др.) при относительно сохранном интеллекте страдают тяжёлой речевой патологией, т.е. их речь невнятна, косноязычна, непонятна и неприятна на слух. Такие дети   "...нуждаются в специальном обучении и воспитании, т.е. в специальной школе со своей программой, со своей особой методикой, со своим бытом и со своим специальным педагогическим персоналом..." (Л. Выготский).

Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. При важнейшем участии речи ученик приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности и общественное производство. Поэтому наше общество и государство проявляет большую заботу о развитии речи детей с самого раннего возраста. Как было отмечено, у детей с нормально развивающейся речью коммуникативные умения и навыки формируются последовательно, на основе приспосабливания к потребностям общения. У детей с нарушением речи они в нужном объеме и качестве спонтанно не образуются, требуется специальная помощь таким детям, которая возможна лишь в условиях специальной (коррекционной) школы, где логопедическое воздействие на ребенка проходит красной нитью через всю учебно-воспитательную работу и является процессом направленного формирования у детей общеучебных умений и навыков. Дети, страдающие тяжелой речевой патологией, нередко отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушении моторики, в наличии у них парезов, незначительных внешних особенностей (например, при ринолалии или тяжелой форме дизартрии, когда слюнотечение принимает затяжной характер), а также общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Со стороны умственного развития в тяжелых случаях наблюдается иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, "...возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости..."  (В.И.Селиверстов). Процесс овладения грамотой у таких детей в условиях массовой школы происходит крайне медленно, и помимо устной речи начинает страдать и письменная речь. В понятие "письменная речь" входит чтение и письмо, т.к. они теснейшим образом связаны друг с другом, как в своем развитии, так и в постоянном употреблении: в процессе письма пишущий прочитывает написанное им и тем контролирует свое письмо, ранее написанное им или другим лицом" (Правдина О.В.). Следовательно, детям, страдающим тяжелой речевой патологией, для получения общеучебных умений и навыков, необходима специальная (коррекционная) школа. Только в ней ребенок под руководством учителей-дефектологов сможет справиться со своим недугом (или существенно купировать его) и получить общее образование. На территории Хлевенского района есть такая школа-интернат, расположена она в с.Дмитряшевка.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что в последние годы идет тенденция к увеличению количества детей с ОНР 1 и 2 уровня, которое отягощено сопровождающими заболеваниями: ринолалией или дизартрией. При таком диагнозе у детей страдают все компоненты речи: артикуляционная моторика, звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речь. Вполне понятно, что такие сложные нарушения не могут быть преодолены без единой системы коррекционного воздействия, в которую включается весь педагогический коллектив, и что коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все – логопед, психолог, учителя, воспитатели – станут действовать согласованно. Понятно, что успешная коррекция речи во многом зависит от уровня профессионализма логопеда, но взаимодействие всех специалистов школы-интерната в конечном итоге влияет на более эффективное овладение обучающихся речью.

   В начале учебного года проводится диагностическое обследование детей логопедом и психологом (2 недели). Для этого в нашем интернате разработаны специальные диагностические карты: речевая и психологическая. По окончании периода обследования,  проводится первое заседание школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), куда приглашаются  все педагоги, которым предстоит работать с данной группой. Включается в состав ПМПк школьный врач – педиатр, который рассказывает о состоянии здоровья ребенка, о перенесенных заболеваниях, получаемых препаратах,  даёт рекомендации педагогам (о месте ребёнка за партой в классе, о группе здоровья для учителя физкультуры).  На этом заседании выдвигаются основные направления работы с каждым ребёнком индивидуально и отдельно для каждой службы: учителя, воспитателя, социального педагога, медперсонала. Для координации действий педагогов ведутся  тетради взаимосвязи логопеда, учителя и воспитателя, а также проводятся регулярные консультации логопеда и психолога (еженедельно по понедельникам) с учителями и воспитателями. Коррекционная работа ведётся по двум направлениям: психическое развитие (коррекция ВПФ, развитие мелкой и общей моторики) и речевое (развитие артикуляционной моторики, звукопроизношения и т.д.) и строится на основе как общих дидактических принципов, так  и специфических (для каждого уровня ОНР):

Параллельно ведется работа над лексико-грамматической стороной речи. К каждой лексической теме подбирается грамматический материал. Большое внимание уделяется логопедами работе над слоговой структурой слова и над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением, работа ведётся постепенно, переходя от простого предложения к распространённому и далее к сложному. Когда дети усваивают работу над предложением, логопед переходит к более сложному этапу – работе  над формированием связной речи. Работа над формированием связной речи начинается с пересказа (сжатого, подробного, выборочного, творческого). Перед любым видом пересказа необходимо провести анализ текста  со смысловой и выразительной точки зрения. Это помогает детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями. Сначала по наводящим вопросам логопеда, а далее самостоятельно, составляют рассказ по серии сюжетных картинок или по картине. Составление устных и письменных сочинений, конечно, является верхней ступенью развития связной речи, но далеко не все обучающиеся с ОНР могут им овладеть в совершенстве.

   Продолжение этой работы ведут учителя (на уроке произношения, на других предметах в ходе артикуляционной разминки, физминутки, релаксационной паузы, специальных коррекционно-развивающих упражнений и т.п.) и воспитатели на самоподготовке и в режимное время. Работа учителя и воспитателя тесно переплетается с работой логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях педагоги закрепляют результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Также они включают в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Педагоги контролируют их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм; расширяют словарный запас; совершенствуют мелкую моторику; развивают основные психические процессы и т.д.

Уважаемые родители! Если вы заметили, что речь вашего малыша не соответствует его возрасту, не затягивайте время обращения к специалисту, чем раньше ваш сын или дочь начнёт получать специализированную помощь, тем больше вероятности, что проблема будет решена. И пусть вас не пугает тот факт, что, возможно, ребёнку придётся год или два, может быть в начальном звене обучаться в школе-интернате, ведь самое главное – его реабилитация и возможность в дальнейшем войти во взрослую жизнь без проблем.

 

Учитель - логопед    Л.С. Воронина