Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

Рекомендации психолога

Телефон  доверия для детей, подростков и их родителей

88002000122

 Г(О)БУ Центр «Семья»

Телефон  доверия(CALL-центр)

8(4742)28-40-45 анонимная, бесплатная линия

Сайт: http//cpmss48.ru

 

20 МАЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ СПИДА
Население России составляет более
146 миллионов человек.
Из них живут с ВИЧ более
900 000 человек.
Каждый час в России
заражается 10 человек.
ОСТАНОВИМ СПИД ВМЕСТЕ!
ПРОЙДИ ТЕСТ НА ВИЧ!

сайт http://стопвичспид.рф/

 

 

 

Как противостоять проявлениям нетерпимости в общении?

Цель:
• познакомиться с формами проявления нетерпимости в общении (коммуникативной нетерпимости);
• обсудить важность психологического настроя при попытках нейтрализации агрессии, облеченной в форму нетерпимости.

Ход занятия

Постановка темы
Психолог: Бытовая ксенофобия (информационная нетерпимость) может проявляться по-разному. Очень часто мы сталкиваемся с ситуациями, когда в разговоре собеседники высказывают оскорбительные замечания о какой-либо этнической группе, не направленные ни на кого лично. Это, по сути дела, простое повторение распространенных в обществе стереотипов и предрассудков. Далеко не всегда человек, высказывающий ксенофобские и даже расистские взгляды, является расистом.
Наше занятие посвящено более серьезным и опасным формам проявления нетерпимости в повседневной жизни – коммуникативной нетерпимости:
• Прямым оскорблениям на национальной почве, обращенным к конкретному человеку.
• Всевозможным действиям, причиняющим вред человеку, принадлежащему к определенной национальной или культурной группе. 
В отличие от информационной нетерпимости, не направленной на кого-то лично, здесь обязательно есть жертва – тот, кого оскорбляют, или бьют, или еще каким-либо образом причиняют страдания.
Беседа и мозговой штурм: «В каких формах проявляется коммуникативная нетерпимость?»
Психолог: вводит понятие коммуникативная нетерпимость (нетерпимость, проявляющаяся в непосредственном общении с жертвой), акцентируя внимание на сознательном желании нападающего причинить вред жертве, и предлагает ребятам провести небольшой мозговой штурм на тему «Формы проявления коммуникативной нетерпимости». Результат может быть примерно таким:

Проявления коммуникативной нетерпимости: 
• оскорбить (словесные преследования);
• ударить (физические действия);
• испортить вещь;
• отобрать что-то;
• заставить других «изгнать» жертву, отказаться от общения с ней, настроить других против нее;
• распускать о жертве слухи.

Любой человек, столкнувшийся с такими действиями или услышавший о них, задает себе вопрос: «Почему же нападающий так себя ведет?». Возможно, между обидчиком и жертвой возник конфликт, и обидчик, не умея разрешать противоречия мирным путем, выбрал такой способ, считая, что все средства допустимы. С другой стороны, за подобными действиями часто скрывается попытка решить какие-то собственные внутренние проблемы или удовлетворить какие-то свои желания. Изучая проявления агрессии, психологи выяснили, что за ними могут стоять следующие потребности и желания (учитель может перечислить их ребятам).

Чего на самом деле добивается человек, проявляя коммуникативную нетерпимость:
• снимает раздражение, напряжение, агрессию, отыгрывается за свои собственные неприятности или унижения (он получил плохую оценку, его отругал отец, его побили более сильные ребята); 
• получает удовольствие от того, что кто-то мучается, от ощущения своей власти над ним;
• мстит в лице «жертвы» всем (богатым, чеченцам, неграм, фанатам «Спартака» и т.д.);
• провоцирует жертву на какие-то действия и получает выигрыш от этого (например, преследователь доводит жертву до «взрыва» на глазах у взрослого, который, не разобравшись в причинах произошедшего, наказывает жертву);
• пытается получить какие-то блага (от лишней порции в школьной столовой до внимания популярной девочки), отогнав и унизив кого-то, фактически отбирая данные блага у него; пытается завоевать авторитет, унижая кого-то рядом (показывает свою силу, остроумие в компании приятелей). Часто «агрессор» имеет не очень высокое положение в компании и стремится укрепить его такими способами.

Итак, собственные неприятности или желания, наложенные на общее недоверие к миру и поиски врагов в «чужих», порождают опасную агрессивную смесь. Мы уже несколько раз отмечали, что не все люди склонны выражать свои чувства в виде агрессивных действий.

Какие черты свойственны потенциальным обидчикам: 
• высокий уровень агрессивности; 
• желание доминировать;
• желание контролировать все происходящее вокруг;
• желание обязательно выигрывать;
• неумение поставить себя на место другого человека, почувствовать чужую боль; 
• отказ принимать ответственность за свое поведение;
• склонность искать доступные жертвы для самоутверждения за их счет;
• одобрение подобного поведения обществом в целом или группой друзей, родственников, то есть людей, чье мнение важно для него (считает, что окружающие его поддержат, социум его одобрит).

Работа с текстом: «Психологический настрой в ситуации нейтрализации агрессии».
Следующий этап при подготовке к взаимодействию в ситуациях проявления агрессии – это выработка правильного мысленного настроя. Учитель может предложить ребятам самостоятельно прочитать небольшой текст и составить по нему символьный конспект (т.е. конспект в виде символов и рисунков). Такая работа позволит ребятам более глубоко осмыслить текст, а подготовленный конспект поможет его лучше запомнить. 
Психолог:Пожалуйста, прочитайте этот текст и попробуйте изложить его содержание с помощью символов или простых рисунков.

Психологический настрой в ситуации нейтрализации агрессии (для тех, на кого нападают, или для тех, кто хочет защитить кого-то) 
Наверное, каждый из нас не раз замечал, что успех какого-нибудь дела зависит от нашего настроя – веры в свои силы и способности, да и просто в удачу. Ситуация реакции на нападение не является исключением. От того, с каким настроем мы вступаем во взаимодействие, зависит очень многое. Это может выглядеть странным, но это так. Во что же стоит поверить, прежде чем бросаться в водоворот конфликта?
Прежде всего, если нападают на вас, будьте твердо уверены: в том, что вы стали жертвой нападения, нет вашей вины. 
Во-вторых, нужно твердо верить в способность нападающего отказаться от такого поведения. Заставите ли вы его, убедите ли, повлияете ли каким-то другим способом, но он обязательно перестанет так себя вести. Браться за дело с мыслью, что все бесполезно и, что бы ты ни сделал, он будет вести себя так же, бессмысленно.
В-третьих, надо быть готовым дать понять нападающему, что он не достигнет своих целей, используя такие способы. Очень важно попытаться понять, чего хочет «агрессор» (вспомните «позицию исследователя»), и показывать ему и словами, и действиями, что агрессией он ничего не добьется.
И, наконец, важно помнить, что иногда надо дать нападающему возможность «сохранить лицо». Даже если вы способны «разбить его наголову» и выставить в самом неприглядном свете перед окружающими, иногда стоит отказаться от этого и дать ему возможность уйти с достоинством. И тогда в следующий раз он будет вести себя иначе.
Как определить, как в какой ситуации следует себя вести? К сожалению, на этот вопрос нет четкого и однозначного ответа. Наблюдайте, анализируйте, старайтесь понять и других и себя. И верьте в свою возможность повлиять на ситуацию.

Прочитав текст, ребята могут показать друг другу свои конспекты и высказать свои мнения по его содержанию. Например, кто-то может не согласиться и сказать, что только ответная сильная ненависть может преодолеть ненависть.
Еще один вопрос, который может возникнуть у ребят, – как же можно помнить об этом, чувствовать все это, когда тебя переполняют негативные эмоции (неважно, обижают тебя самого или кого-то рядом)? Ответить на этот вопрос поможет следующий урок, посвященный первой реакции на агрессию.
В заключении психолог может предложить ребятам суть настоя, выраженную несколькими фразами, которые легко запомнить:
Я прав.
Он от меня ничего не добьется.
Он перестанет это делать.
Я хочу, чтобы мы оба вышли из этой ситуации достойно.