Увеличить шрифтУменьшить шрифтСбросить шрифт
 

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НА 2013-2014 ГОД

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Государственного бюджетного (областного) специального (коррекционного) образовательного учреждения специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната V вида с.Дмитряшевка

I. Аналитическая справка о ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школе-интернате V вида  с.Дмитряшевка

II. Назначение программы и цель ее разработки.

III. Аналитическое обоснование программы.

1. Потребность обучающихся в специальном коррекционном обучении.

2. Общая характеристика учащихся школы-интерната:

а) медико-педагогические показатели для зачисления учащихся в школу;

б) особенности психофизического развития учащихся, страдающих тяжелой

речевой патологией;

в) особенности овладения программным материалом учащимися школы.

IV. Основные проблемы школы-интерната и пути их решения.

V. Учебный план школы и его программно-методическое обеспечение.

1. Учебный план и пояснительная записка к нему;

2. Основные формы организации учебно-воспитательного процесса;

3. Методическое обеспечение

VI. Специфика воспитательной работы в школе-интернате.

VII. Система аттестации учащихся.

1. Промежуточная и текущая аттестация учащихся с целью определения уровня обученности обучающихся.

VIII. Управление реализацией программы.

Кадровое обеспечение выполнения программы;

Методическое обеспечение выполнения программы;

Материально-техническое и финансовое обеспечение выполнения программы.

IX. Концепция развития ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната V вида  с.Дмитряшевка на 2013-2014 учебный  год.

 

 

Образовательная программа учреждения является нормативно-управленческим документом, характеризующим специфику содержания образования школы-интерната и особенности организации учебно-воспитательного и оздоровительного процессов.

Принята Педагогическим советом ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната V вида  30 августа 2013 года. Разработана на основании методических рекомендаций ЛИРО Липецкой области и согласно нормативно-правовой документации:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;

- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ

 - Письмо Министерства образования и науки РФ  от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт   http:/ www. vestnik. edu. ru).

Образовательная программа школы-интерната направлена на реализацию президентской инициативы «Наша новая школа».

         Стратегическая цель программы: Создать новую модель государственного бюджетного специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения V вида для усиления социально-экономического развития Липецкой области и повышения качества образования населения, построена на принципах партнёрства и сотрудничества, целостности и саморазвития. В программе определены глобальные задачи по всем направлениям образовательной деятельности учреждения.

Главными ожидаемыми результатами реализации программы являются: успешное обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция и исправление имеющихся дефектов речи и психического развития ребенка, а также успешная социализация личности «особого» ребенка, измерение которых осуществляется системой мониторинга.

Образовательная программа даёт полное представление о собственной модели организации обучения, воспитания и развития обучающихся в условиях коррекционного образовательного учреждения.

  1. I.       Аналитическая справка о ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О  школе-интернате V вида  с.Дмитряшевка

Полное наименование: Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида с.Дмитряшевка

           ОКПО 02087650                                                  399250 Липецкая область

           ИНН    4816006685                                              Хлевенский район

           ОГРН 10548001254                                             с.Дмитряшевка ул.Карла Маркса д.16

Тел/факс 8 (47477) 3-83-07  e-mail: hlinternat@rambler.ru

Из истории школы: Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школа-интернат V вида с.Дмитряшевка создана в целях организации обучения, воспитания и развития учащихся  с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) Липецкой области.

      До 1956 года с.Дмитряшевка было районным центром Воронежской области. После образования Липецкой области (1954 г.) районный центр был переведен в с.Хлевное. 

      15 августа 1956 г. Ново – Дубовской детский дом (105 детей – сирот) стали учащимися Дмитряшевской средней школы. А в 1959 году детский дом был реорганизован в школу – интернат.

      С 1970 года на базе общеобразовательной школы – интерната начала работать «школа – интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи».      В настоящее время наша  школа имеет название «специальной коррекционной школы – интерната V вида  для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», где обучаются и воспитываются 70 детей с тяжёлыми нарушениями речи.                                                

Речь рассматривается как часть общей социальной жизни ребенка. ( Л. Выготский)

II. Назначение программы и цель ее разработки.

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит - нет полноценной личности. Речь исполняет не только функцию общения между людьми (т.е. коммуникативную функцию), но и является орудием мысли. Нормально развивающемуся ребенку речь даётся сразу во всем практическом, социальном содержании её функций и к 6-7-летнему возрасту, такой ребенок практически владеет грамматикой родного языка, т.е. в свободной речи он не допускает аграмматизмов (искажений). Но есть дети, которые в силу определённых обстоятельств (травма, болезнь и др.) при относительно сохранном интеллекте страдают тяжёлой речевой патологией, т.е. их речь невнятна, косноязычна, непонятна и неприятна на слух. Такие дети   "...нуждаются в специальном обучении и воспитании, т.е. в специальной школе со своей программой, со своей особой методикой, со своим бытом и со своим специальным педагогическим персоналом..." (Л. Выготский).

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, каждый требует индивидуального подхода. Ребенок, страдающий тяжелой речевой патологией, тем более нуждается в специальной индивидуализации обучения и воспитания, в создании образовательной программы, которая будет способствовать его социально-психологической реабилитации и самостоятельной деятельности, активности в среде нормально развивающихся детей. Реализация этой программы может быть осуществлена лишь на основе глубокого и всестороннего изучения речевых и психических особенностей обучающихся нашей школы, на основе изучения и устранения трудностей и проблем при усвоении ими определенных разделов программного материала. Специфика образовательной программы для детей с тяжелым нарушением речи состоит в том, что в ней отражены не только те знания и умения, которыми должен владеть плохо говорящий ребенок, но и предусмотрен целый комплекс коррекционных воздействий, способствующих максимальному улучшению речи обучающихся и их социальной адаптации в современных условиях.

III. Аналитическое обоснование программы.

1. Потребность учащихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. При важнейшем участии речи ученик приобретает сведения об окружающей действительности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности и общественное производство. Поэтому наше общество и государство проявляет большую заботу о развитии речи детей с самого раннего возраста. Как было отмечено, у детей с нормально развивающейся речью коммуникативные умения и навыки формируются последовательно, на основе приспосабливания к потребностям общения. У детей с нарушением речи они в нужном объеме и качестве спонтанно не образуются, требуется специальная помощь таким детям, которая возможна лишь в условиях специальной (коррекционной) школы, где логопедическое воздействие на ребенка проходит красной нитью через всю учебно-воспитательную работу и является процессом направленного формирования у детей общеучебных умений и навыков. Дети, страдающие тяжелой речевой патологией, нередко отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушении моторики, в наличии у них парезов, незначительных внешних особенностей (например, при ринолалии или тяжелой форме дизартрии, когда слюнотечение принимает затяжной характер), а также общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Со стороны умственного развития в тяжелых случаях наблюдается иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, "...возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости..."  (В.И.Селиверстов). Процесс овладения грамотой у таких детей в условиях массовой школы происходит крайне медленно, и помимо устной речи начинает страдать и письменная речь. В понятие "письменная речь" входит чтение и письмо, т.к. они теснейшим образом связаны друг с другом, как в своем развитии, так и в постоянном употреблении: в процессе письма пишущий прочитывает написанное им и тем контролирует свое письмо, ранее написанное им или другим лицом" (Правдина О.В.). Следовательно, детям, страдающим тяжелой речевой патологией, для получения общеучебных умений и навыков, необходима специальная (коррекционная) школа. Только в ней ребенок под руководством учителей-дефектологов сможет справиться со своим недугом (или существенно купировать его) и получить общее образование.

2.Общая характеристика учащихся

а) Медико-педагогические показатели для зачисления учащихся в школу.

В специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат V вида зачислению подлежат дети, которые прошли медико-педагогическую комиссию (ПМПК) при консультативно-диагностическом центре г.Липецка. Дети, зачисленные в 1-й класс школы, в основном имеют диагноз «Общее недоразвитие речи II уровня». В школу зачисляются дети с такими речевыми нарушениями, как ринолалия, алалия, дизартрия, заикание (сопровождающиеся ОНР – II уровня). Во второй класс или старше поступают обучающиеся массовых школ, имеющие диагноз «дисграфия» (нарушение письма) и «дислексия» (нарушение чтения), нарушения лексико-грамматического строя речи. Как правило, у многих обучающихся отмечается задержка в психическом и физическом развитии. Многие дети страдают хроническими эндокринными заболеваниями и заболеваниями костно-мышечной системы. Есть воспитанники, перенесшие травмы головного мозга и др. Сразу же, в начале учебного года, вновь поступивших учащихся обследуют врачи областной детской поликлиники, и, если это необходимо, назначают ребёнку лечебную физкультуру (ЛФК) или необходимое медикаментозное лечение. Логопед, который ведет данный класс, обследует ребёнка, заполняет речевую карту, составляет план индивидуальных и групповых логопедических занятий на учебный год. В мае месяце учитель-логопед вновь обследует детей и отчитывается о том, какие имеются продвижения в речевом развитии ребенка и что необходимо сделать в следующем учебном году.

б) Особенности психического развития обучающихся, страдающих тяжелой речевой патологией.

Весь путь развития ребенка в дошкольном возрасте приводит к определённому уровню созревания его личности, характера, поведения. Перед поступающим в школу ребёнком, страдающим тяжёлыми нарушениями речи, встаёт задача большой сложности: не только научиться хорошо говорить, но и овладеть основными науками: математикой, русским языком и др. Причём с каждым годом количество учебных дисциплин только увеличивается. Значительно перестраиваются такие психические функции, как внимание, память, мышление. Возникает способность активно и произвольно направлять свое внимание, хотя детям это даётся с большим трудом. Но под руководством опытных дефектологов ребята учатся удерживать и сосредотачивать своё внимание на существенном, отбрасывая второстепенное. Большое внимание уделяется процессам запоминания и воспроизведения учебного материала, его повторению и закреплению. В школу поступают дети с незрелой эмоционально-волевой сферой. Особенности поведения детей с речевой патологией связаны с чувством ущемлённости от сознания своего дефекта (а чем старше дети, тем это чувство более обостряется). И при этом интересен тот факт, что оно не коррелирует с тяжестью дефекта, а связано с теми социальными условиями, в которых находится ребенок и, конечно с типом его высшей нервной системы. «…В своих наблюдениях мы все больше убеждаемся, что сила и частота фиксированности (можно сказать степени болезненной фиксированности) на своем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемлённости, а это, в свою очередь, определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценке коллектива, и, в конечном итоге, все эти отношения обуславливают его поступки, поведение…» (В.И.Селиверстов). Следовательно, весь учебный процесс в специальной (коррекционной) школе для детей с тяжелыми нарушениями речи, построен таким образом, чтобы учитывать особенности эмоционально-волевой сферы учащихся, максимально повысить их речевой потенциал, а также достичь более высокого уровня в общем развитии для успешного овладения знаниями, умениями и навыками.

в) Особенности овладения программным материалом учащимися школы.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате V вида две ступени обучения: I ступень - начальное общее образование (1-4 классы), II ступень - основное общее образование (5-10 классы). По окончании 10 класса выпускники получают аттестат об основном общем образовании.

Вся система работы в начальной школе направлена на формирование общеучебных умений и навыков (ОУУН) обучающихся и исправление (полное или частичное в зависимости от тяжести дефекта) речевой патологии. Большое внимание уделяется коррекции произвольной деятельности учащихся: развитию логического мышления, целенаправленности в самостоятельной работе, развитию внимания, памяти, умению контролировать свою учебную и внеурочную деятельность. Специальными уроками в речевой школе являются уроки: произношение (1-2 класс), развитие речи, а также вынесенные за сетку часов индивидуальные логопедические занятия. В 1-ом классе на уроках произношения учителя развивают фонематическое восприятие, формируют слоговую структуру слов. Работают над ритмико-интонационной стороной речи. Здесь, а также на индивидуальных логопедических занятиях, закладывается основа для овладения родным языком.

Индивидуальные логопедические занятия направлены на восполнение у учащихся пробелов:

а) в развитии звуковой стороны речи (фонематического слуха, исправление произношения фонем - ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОГО ОБЩЕНИЯ);

б) в лексико-грамматическом развитии - ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОБЩЕНИЙ;

в) в формировании связной речи - ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОБЩЕНИЙ.

Группы для индивидуальных логопедических занятий формируются логопедами: Макагоновой Н.В., Дедовой Е.М., Пальчиковой О.Н., Ефремовой Н.А., Дувановой Е.В. и другими логопедами с учетом речевого дефекта ребенка. Занятия с группой проводятся 2-3 раза в неделю. На своих занятиях логопеды используют картинные словари, дидактические игры и пособия Л.И. Гайдина, Л.А.Обухова «Логопедические упражнения»; З.Е. Агранович «В помощь логопедам и родителям»; В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Развитие связной речи» и многие другие. При изучении математики в 1 классе используется учебник Моро М.И. и Степановой В.С. , изложение материала которого доступно нашим детям.

Своеобразной спецификой отличаются в нашей школе и уроки развития речи, которые предусматривают работу по развитию устной связной речи, расширению, уточнению и обогащению словарного запаса детей-логопатов. На этих уроках используется большое количество наглядного материала с использованием технических средств обучения (диафильмы, диапозитивы, кино- и видеофильмы), и самостоятельно выполненных и красочно оформленных дидактических пособий. Достаточно умело используются на уроках дидактические игры, направленные на физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с речевой патологией. Опыт показывает, что игра (или игровой момент) может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее средство получения знаний и просто как средство отдыха, релаксации детей на уроках, что тоже немаловажно.

Во 2-4 классах продолжается работа по коррекции индивидуальных речевых нарушений обучающихся, по преодолению трудностей, связанных с произношением и написанием слов сложной слоговой структуры. На уроках русского языка и чтения основное внимание уделяется грамматике, развитию устной связной речи, умению правильно излагать свои мысли, оформляя их в грамотно составленные предложения. Наиболее ярки, эмоциональные здесь уроки учителя-логопеда Макагоновой Н.В., эмоциональный педагог и мудрый наставник, Наталья Викторовна делится секретами своего мастерства с молодыми и начинающими коллегами. Наиболее сложным предметом для усвоения программного материала продолжает оставаться математика. Успех в обучении математике детей с тяжелым нарушением речи зависит от учёта трудности как самого предмета в целом, так и от учета потенциальных речевых и умственных возможностей ребёнка. Бедность словаря, непонимание значений многих слов, трудности в понимании задач, осложненных логико-грамматическими конструкциями, создают определенные трудности в их осмысливании и решении. Трудности вызывают и многоступенчатые задания, также содержащие грамматические конструкции (из суммы чисел 18 и 15 вычесть разность 35 и 19). Особенностью уроков математики в речевой школе является коррекция познавательной деятельности учащихся, развитие зрительных восприятий, пространственной ориентировки, памяти, внимания, логического мышления. Наиболее интересны в этом плане уроки математики учителя-логопеда Пальчиковой О.Н., которая на уроках использует интересные познавательные игры, опирающиеся на повседневный быт детей, например, игра "Магазин" учит детей правильной ориентации в сегодняшних ценах и умению вести себя в различных непредвиденных ситуациях.

Уроки чтения в начальной школе являются источником обогащения знаниями, универсальным способом развития познавательных и речевых особенностей ребёнка. Чтение - это то, чему обучают, посредством чего воспитывают и развивают. Главная задача в начальном звене  речевой школы - научить ребенка технике чтения, но не "на время" (за сколько минут прочитал ученик тот или иной абзац). Наша техника чтения подразумевает правильное (послоговое в первом классе) слитное чтение целыми словами, без искажений звуковой и слоговой структуры слова, а также осмысленное, направленное на последующее воспроизведение и пересказ (близко к тексту или "своими" словами) прочитанного. Это очень трудная и кропотливая работа, т.к. детям свойственны бедный словарный запас, непонимание и смешение лексического значения слов, стереотипность "собственной" речи, аграмматизм, неточность и непоследовательность в изложении текста. Следовательно, работа по совершенствованию технике чтения продолжается и в среднем звене, на II ступени обучения.

В 5-10 классах специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках русского языка и литературы особое внимание уделяется культуре речи и общения. Поводится большая работа по правильному, выразительному (интонированному) чтению с соблюдением логических и пунктуационных пауз. Учителя русского языка и литературы учат воспитанников умению наблюдать за особенностью речи действующих лиц рассказа, сопоставлению их поступков с поступками героев прочитанных произведений, определению своего и авторского отношения к событиям и персонажем. Наиболее интересны в этом плане уроки Косиновой Т.Н. и Щербатых Т.Ю., способствующие развитию у обучающихся умения самостоятельно излагать свои мысли, давать оценку тем или иным событиями. Основу программы по русскому языку на II ступени в речевой школе составляют специальные методики, направленные на организацию активной речевой деятельности учащихся, на развитие коммуникативных умений и навыков, формируемых на основе осмысления полученных знаний по родному языку. Только в речевой практике ребенок поймет, что "...с помощью родного языка можно творить чудеса..." ( К.Г.Паустовский). Стремление учить серьезному увлекательно объясняет особое внимание к отбору занимательного текстового материала: постановка проблемных задач при введении нового материала, использование игровых приемов, забавных сюжетов, проблемных ситуаций, рисунков, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенной речевой ситуации. Наиболее интересны в этом плане уроки Е.В.Дувановой и Н.А.Ефремовой, развивающие у обучающихся критическое отношение к неточной и маловыразительной речи, лишённой эмоциональной окраски, прививающие им чувство уместности высказывания, т.е. чувство коммуникативной целесообразности. Специальные задания на их уроках воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с воспитанием вежливости, культурным общением с окружающими. А общение в своей основе, как писал В.А. Сухомлинский, всегда творчество.

Приоритетной задачей в ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школе-интернате V вида  является задача развития у детей основных видов речевой деятельности, т.е. необходимо помочь учащимся в овладении доступными их возрасту и пониманию основными знаниями по всем разделам школьной программы. Необходимо научить детей-логопатов умению облекать свою мысль в речевую оболочку, т.к. полную чёткость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить её в ясной и понятной другим людям форме. А для этого учитель должен построить так свой урок, чтобы дать ученику максимум возможности высказать свое мнение, суждение по изучаемой проблеме, иными словами, "разговорить его". Особенно этот прием работы с речевыми детьми удается учителю географии Родионовой Т.Ф.,  которая использует на своих уроках большое количество опорных планов-ответов, способствующих свободному высказыванию учащихся. Этот предмет воспитывает у учащихся интерес к своей Родине, Липецкому краю, формирует определенную гражданскую позицию, расширяет кругозор учащихся. Творчески с интересом работает учитель химии и биологии Санина Е.А., на уроках которой даже средне успевающие учащиеся показывают достаточно стабильные и высокие результаты. Речь идет об использовании таких специфических приемов коррекционной работы, с помощью которых формируются общеучебные умения и навыки, способствующие успешному усвоению основных разделов школьной программы и стимулирующие познавательную и коммуникативную активность у обучающихся.

IV. Основные проблемы школы и пути их решения.

За последние три года общая численность обучающихся в нашей школе остаётся стабильной, и их количество составляет на сегодня 70 учеников. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с тяжелой речевой патологией (по сравнению с нормально говорящими детьми) возрастает. Причин этому достаточно: плохая экология, родовые и постродовые патологии, инфекционные заболевания, травмы. Количество таких детей возрастает, а количество специальных (коррекционных) учебных заведений не изменяется: в Липецкой области специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида  - единственное. Часто в школу приходят дети, не получившие своевременную логопедическую помощь в более раннем возрасте или на школьном логопедическом пункте и педагогу необходимо не только поставить ребёнку, автоматизировать и ввести в речь определенные звуки, но и провести большую работу по восполнению пробелов в знаниях учащегося по основным предметам начальной школы. Следовательно, хотелось бы, чтобы в речевую школу поступали дети 5-6 летнего возраста, которых НАУЧИТЬ гораздо легче, чем позже ПЕРЕУЧИВАТЬ. А для этого необходим капитальный ремонт, чтобы дошколята обучались в приспособленных для их возраста помещениях.

Исходя из вышеизложенного, следует заключить, что основной материальной проблемой школы является проведение капитального ремонта здания, который необходимо провести в ближайшие сроки.

V. Учебный план школы и его программно-методическое обеспечение.

1. Учебный план и пояснительная записка к нему.

Пояснительная записка

 Учебный план специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната V вида с.Дмитряшевка на 2013-2014 учебный год разработан с учетом особенностей образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников на основе:

● Приказа N 74 от 1 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312

● Приказа N 889 от 30 августа 2010 г «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации» от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

● Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 (в редакции от 20 августа 2008 года № 241),

● Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089 (в редакции от 19 октября 2009 № 427),

● Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии»

● Рекомендации Управления  образования и науки Липецкой области «О формировании учебных планов образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2012/2013 учебный год» от 23.05.2012  №ЮТ – 1364.

● Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»

● Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования");

приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373"

Разработка содержания и утверждения учебного плана школы-интерната выполняется в соответствии с действующим Законом РФ  «Об образовании» с учётом специфики ОУ для  обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.                                                                                                                                                                 

   Обучение и воспитание в школе – интернате ведется на русском языке. Школа – интернат работает по I отделению согласно базисному учебному плану  с 10 – летним сроком обучения /1 –10 классы/ и подготовительным классом -  для детей с тяжелыми нарушениями речи. Вся  учебно-воспитательная работа в школе-интернате имеет коррекционную направленность и осуществляется в процессе обучения на всех уроках.  В целях преодоления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников в школе-интернате проводятся индивидуальные, подгрупповые и групповые логопедические занятия. Учебные занятия (уроки) проводятся в первую смену для 1-10 классов. Индивидуальные логопедические занятия проводятся параллельно основному учебному процессу за счёт часов, требующих индивидуальной работы с учащимися:  ИЗО, технологии, произношения и других часов, выделенных в учебном плане в разделы «школьный компонент» и «Внеурочная деятельность».

Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели (5-дневная учебная неделя),                2 – 9 классы – 34 учебные недели, 10 класс - 33 учебные недели (6-дневная учебная неделя).  Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут в течение первого полугодия и 45 минут во втором полугодии (ступенчатый режим учебных занятий),  2-10 классы – 45 минут.

 В структуре базисного плана выделяются следующие части:

-          обязательные занятия, составляющие базовое ядро основного образования;

-          факультативные и индивидуально-групповые занятия по выбору учащихся;

-          логопедические индивидуально-групповые занятия.

   Учебное время, отведенное в базисном плане на федеральный компонент,  реализуется в полном объеме и соответствует максимально допустимой учебной нагрузке обучающихся. Учебное время, отведенное на школьный компонент, распределено следующим образом:

-          введён курс логопедической ритмики для 2-4 классов, так как особенностью развития детей с тяжёлыми  нарушениями речи является нарушение координации движений, чувства ритма, такта и призван помочь детям в преодолении этих нарушений;

-          ставя приоритетным направлением сохранение жизни и здоровья воспитанников, для организации занятий по ОБЖ с 5 по 7 и в 9 – 10  классах выделено по 1 часу;

-          учитывая необходимость вооружения учащихся практическими трудовыми навыками, на трудовое  обучение  во 2  и  8 классах выделено по  1 часу, а в 9 классе – 2  часа;

-          с целью улучшения пространственной ориентировки, учитывая техническую направленность избираемых нашими обучающимися профессий, 1 час  отдан  на изучение курса «Черчение» в 8 классе;

-          с целью увеличения количества часов по коррекционному лингвистическому курсу, в большей степени способствующему компенсации речевого недоразвития обучающихся,  добавлен  1 час во  2 классе  – на произношение, во 2 – 10  классах – на  русский язык, в 5 – 10 классах по 1 часу на развитие речи, и по 1 часу во  2, 6, 7 и по 2 часа в 3 – 5 классах на литературное чтение;

-          так как 1 часа, выделенного базисным планом, недостаточно на изучение программного материала по биологии в 6 классе,  добавлен ещё 1 час;

-          учитывая современные требования к подготовке выпускников общеобразовательных школ,  введен курс «Основы компьютерной грамотности» по 1 часу с 5 по 7 классы;

-          по 1 часу добавлено на занятия по математике во 2 – 4 классах.

Часы, отведённые в учебном плане на факультативные и ИГЗ занятия, распределены следующим образом:

-          в целях развития мелкой и общей моторики детей, компенсации сенсорного восприятия, а также объем изучаемого материала, предполагаемого по программе Б. Неменского, из общего количества  часов, выделенных на внеурочную деятельность, по 1 часу во 1 - 4  классах выделено на ИЗО;

-          в целях сохранения здоровья детей, формирования у обучающихся стремления и умения поддерживать и укреплять собственное здоровье, улучшения их физического развития, увеличения двигательной активности введен факультатив «Здоровый образ жизни» в 7 и 8 классах;

-          учитывая необходимость экологического воспитания, привития любви к русской земле, родному краю в 9 и 10 классах введен предмет «Экология Липецкой области»;

-          учитывая необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, с целью воспитания в них гражданской сознательности введен факультатив «Социально-бытовая ориентировка» - в 9 и 10 классах;

-          на основании приказов МО и Н РФ №39 от 24.01.2012г. «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом МО РФ от 05.03.2004г.№1089», от 01.01.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом МО РФ от 09.03.2004г. №1312» в связи с введением в 4 классе комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в школе-интернате выделены часы для занятий по образовательному предмету ОРК и СЭ в объёме 1 часа в  пределах учебных часов школьного компонента для 4 класса и по 1 часу в 5 и 6 классах за счёт часов, выделенных на ИГ и факультативные занятия.

   Учебный план так же предполагает:

-          деление классов на две группы на занятиях по технологии в 5 – 10 классах (при наличии мальчиков и девочек независимо от общего количественного состава учащихся в классе);

-          определённое количество часов для каждого класса на индивидуально-групповые логопедические занятия.

Целью этого курса является: формирование полноценной речевой деятельности как одной из важнейших предпосылок успешного обучения и средства успешной адаптации личности в обществе. "Индивидуальные логопедические занятия" проводятся вне сетки уроков. Их цель - преодоление речевых трудностей, препятствующих усвоению материала на уроках "Лингвистического" и "Общеобразовательного" курсов. Эти занятия проводятся:

- в I - IV классах с одним обучающимся в течение 15 минут, с подгруппой (2 - 4 обучающихся) в течение 20 -25 минут, с группой – 30 минут;

- в V - X классах с одним обучающимся - 15 минут, с подгруппой (3 - 5 обучающихся) в течение 25 -30 минут, с группой – 40 минут.

Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися - 2 – 3 раза в неделю. Поэтому и суммарная нагрузка на обучающегося, которая вошла в базисный план из раздела "Индивидуальные логопедические занятия",  -  1 академический час.

В начальной школе распределение учебной нагрузки по предметам в 1-3 классах соответствует ФГОС НОО.

 

VI. Специфика воспитательной работы в школе-интернате             

         Построение воспитательной системы ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школы-интерната V вида основывается на гуманистическом подходе к личности ученика, признании его индивидуальности и самоценности. Основной целью образования является воспитание гражданина, человека  культуры.                                                                                                             

          Создание педагогически ориентированной среды для коррекции, оптимального развития и социальной адаптации детей с ТНР – методическая проблема школы, над которой работают педагоги.  

         Вся работа строится согласно общешкольному плану, применяются самые разнообразные формы, методы и технологии.

         Педагоги работают по направлениям: «Стать человеком», «Человек и его жизнь», «Экология и здоровье», «Общение детей», «Семья. Отечество»,  «Труд. Знания», «Досуг».  В эти направления включены занятия по подготовке к самостоятельной и семейной жизни, формирование коммуникативных моделей поведения, охрана здоровья, физическое и половое воспитание, занятия по экологии, логопедические игры, воспитание чувства патриотизма.

         Для укрепления здоровья детей используется комплекс мероприятий, направленных на разумное сочетание в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий, профилактической работы по предупреждению заболеваний и предоставление возможностей для полноценных занятий физкультурой и спортом.

     Коротких Г.И.  творчески работает над реализацией программы по профилактике вредных привычек. Ребята с удовольствием трудились  на этих занятиях, участвовали в тренингах, дискуссиях и беседах, выражали свое отношение к вредным привычкам в рисунке, ведь все эти приемы заставляют детей задуматься, направляют их на путь здорового образа жизни.

         Систематически проводилась утренняя зарядка с пробежкой по свежему воздуху. На самоподготовке воспитатели организуют физкультминутку.

         Учителями физкультуры Родионовым С.М. и Цуцаевой Е.Н. регулярно проводятся занятия физической культурой, организуются спортивные состязания. Внеклассные спортивные занятия помогают детям развивать и закреплять спортивные навыки, полученные на уроках, развивать выносливость, смекалку, уверенность в своих силах. Очень приятно наблюдать, как воодушевляются дети, когда Сергей Михайлович вместе с ними совершает утренние и вечерние пробежки, велопрогулки. Педагог не жалеет личного времени и  это было немаловажным фактором для положительных результатов: дети занимаются с большим увлечением на уроках и радуют своими победами на спортивных соревнованиях. А их в течение 2011 – 2012 учебного года было немало: это и лыжный кросс, второе место в соревнованиях по настольному теннису, второе место команды школы-интерната по лёгкой атлетике, третье место во Всероссийских соревнованиях по футболу. Неоднократно радовала нас своими достижениями в плавании Зайцева Карина.

         В течение нескольких лет в школе-интернате функционируют кружки: «Юный спасатель», «Музыкальный», «Декоративное рисование», «Зеленый наряд»,  «Флористика». Ребята принимают активное участие в творческих и музыкальных конкурсах, борются за призовые места и  получают их. В этом прямая заслуга педагогов Коротких Л.Г., Родионовой Н.П,  Байдиковой Н.Е., Гомозовой Л.А., Щербатых Т.А.  Почётной грамотой Всероссийского конкурса «Мир безграничных возможностей была отмечена шкатулка, изготовленная  Бессоновым С. (воспитатель Чуйкова Е.М.) с формулировкой «за оригинальное творческое решение», первое место в этом конкурсе занял наш воспитанник Григорьев Павел. Эти факты свидетельствуют о том, что есть творческий потенциал в нашем педагогическом коллективе.

         В течение всего года ведётся большая работа по благоустройству и озеленению территории. Качественно произведённая осенняя уборка опавшей листвы значительно уменьшила объём работы весной. Также в сентябре – октябре собираются семена цветов, заготавливается земля для рассады (руководитель кружка «Зелёный наряд Гомозова Л.А.), производится посев зеленных культур под зиму в школьной теплице. А в период весенней кампании-2012  Коротких В.Н. вместе с детьми посадила «аллею лекарственных деревьев». Воспитатель приложила немало усилий, чтобы собрать посадочный материал  липы, калины и других деревьев и кустарников. Дети самостоятельно поливают свою аллею, убирают сорняки и рыхлят землю вокруг саженцев. Также на территории школы посажено много саженцев рябины, берёзы, вяза, оборудованы вазоны.     

      Воспитатель Родионова Н.П. много лет работает по программе экологического воспитания. Воспитание на начальном этапе – это очень ответственный момент общего воспитательного процесса. Здесь важно «не навредить», не поломать тонкую душу малыша. Педагог на своих занятиях по экологии старается объяснить детям, что природа должна выступать как дом человечества и его собственный дом, в котором он живёт  сегодня и будет проживать в дальнейшем. Воспитывая бережное отношение к природе, педагог очень тонко закладывает основы будущего, такого осознанного ценностного отношения к жизни. Все эти ценности и познания она отражает в своих мероприятиях: «Приключения в волшебном лесу», «Тайны лесных тропинок». Благодаря четкой последовательности событий и продуманности таких мероприятий, дети учатся выводить общие правила поведения в природе во время экскурсий.   

         На заседаниях МО воспитателей уделяется большое внимание вопросам создания благоприятных условий для освоения ребёнком социальных норм и развития самостоятельности.         В течение учебного года проводятся  массовые мероприятия: «Осенний бал», «Новый год», «8 Марта», «День победы», «День урожая», «Масленица», которые способствуют адаптации детей в социуме, воспитанию культуры общения, развитию коммуникативных умений, расширению кругозора и, конечно, обогащению и расширению словарного запаса учащихся.

         Хочется особо отметить работу воспитателей Коротких В.Н., Чуйковой Е.М., Родионовой В.И., Родионовой Н.П., Щербатых Т.А., Дедовой С.А. по экологическому воспитанию и социальной адаптации своих воспитанников.  Данные педагоги приложили много усилий и стараний для благоустройства школьной территории, привития детям любви к труду, чувства коллективизма и взаимовыручки.

        Постоянно совершенствуются элементы самообслуживания.

Виды общественно полезного труда выполняемого учениками нашей школы:

1. Самообслуживание.

- дежурство по поддержанию чистоты в классных комнатах;

- уход за растениями в классах, коридорах;

- дежурство по столовой;

- трудовая деятельность, оплачиваемая ЦЗН с.Хлевное.

2. Работа для школы.

- изготовление и ремонт оборудования и инвентаря;

- изготовление разделочных досок в подарок ветеранам труда;

- изготовление и ремонт наглядных пособий;

- ремонт школьной мебели.

3. Работа по благоустройству.

- охрана зелёных насаждений и уход за ними;

- изготовление кормушек, скворечников и их размещение;

- создание «городка детского творчества»;

- посадка цветов, деревьев и кустарников;

- изготовление вазонов, декоративных клумб.

 

         Воспитатели и классные руководители совместно участвуют в подготовке и проведении многих мероприятий. Являются традиционными в нашей школе и не оставляют детей равнодушными предметные недели. Очень насыщены, интересны, увлекательны и разнообразны мероприятия, предлагаемые учителями-предметниками,  обучающиеся  всегда принимают в них активное участие.

         Родионова Т.Ф. нравится приглашать детей в путешествие по родному краю. Данное мероприятие охватывает большое количество участников. Дети не только являются слушателями и наблюдателями, но и бывают активными участниками. Посетив такое мероприятие, человек приобретает новые знания, открывает для себя новые возможности в познании географии.

        Не менее интересно проходят и другие предметные недели. Обучающиеся 5 – 6 классов  с увлечением принимали участие в математическом кроссе (учитель Сафонова В.А.), ученики 7 – 8 классов узнали много нового,  показали свои знания на Олимпиаде по физике (учитель Шабанов Н.Ю.). Очень детям понравился современный подход Николая Юрьевича в организации мероприятия, его техническая оснащённость.  Но самый главный итог предметных недель, что все это направлено на развитие личности ребёнка, на обогащение его знаний и развитие предметных умений и навыков, повышение познавательной мотивации.    

         Целенаправленно ведётся работа по воспитанию патриотизма и любви к Родине. Воспитателями Климентовой Е.М.  и Щербатых Т.А. были проведены беседы на тему: «У войны не женское лицо», «Цветы и порох»; в группах младших классов организован просмотр телефильмов с последующей беседой, но самый памятный след в сердцах детей оставило мероприятие, организованное Е.Н. Цуцаевой  «Памятники детям войны». Воспитатель провела огромнейшую работу по сбору материала к мероприятию. Подобрав необходимые информационные сведения, сопровождённые компьютерной презентацией о памятниках детям войны, Елена Николаевна заставила всех присутствующих задуматься  о ценности жизни, благодарности нашим предкам, спасшим нашу Родину от фашизма, сохранившим мир на земле. 

        Подводя итог вышесказанному можно сказать, что работа педагогов направлена на то, чтобы сделать нашу школу-интернат адаптивной, способной помочь ребёнку достичь оптимального уровня развития в соответствии с его способностями.

         Все направления, по которым работают педагоги,  нацелены на всестороннее развитие детей, их творческих, художественных, речевых и интеллектуальных способностей, что в конечном итоге обеспечивает социализацию и успешную адаптацию воспитанников в самостоятельной жизни.                    Педагоги учреждения занимаются воспитанием "особого" ребёнка, прислушиваясь к его проблемам и нуждам. Наша деятельность основывается на коррекционной педагогике, психологии и современных достижениях логопедической науки. ОУ формирует новую личность, способную успешно адаптироваться в социуме. Педагоги корригируют, сглаживают имеющийся речевой и психологический "дефект" у воспитанника, опираясь на учение Л.Г. Выготского и триединство действий учителя, воспитателя и педагога дополнительного образования с целью совершенствования личности воспитанника.

 

VII. Система аттестации учащихся.

1.Промежуточная и текущая аттестация обучающихся.

Общие положения 

       Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом школы и локальными актами и регламентирует содержание и порядок промежуточной аттестации обучающихся школы, их перевод по итогам года.

Положение о промежуточной аттестации обучающихся утверждается Педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

Цель аттестации:

· обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламентации учебной загруженности в соответствии с СанПиНами, уважение их личности и человеческого достоинства;

· установление фактического уровня теоретических знаний и понимания учащихся по предметам обязательного компонента учебного плана, их практических умений и навыков;

· соотнесение этого уровня с требованиями образовательного стандарта;

· контроль за выполнением учебных программ.

Промежуточная аттестация проводится во 2 – 10 классах по предметам с недельной нагрузкой более 1 часа в неделю по четвертям;

      Промежуточная аттестация разделяется на текущую, включающую в себя поурочное, потемное и почетвертное оценивание, и годовую по результатам тестирования, экзаменов и контрольных работ за учебный год.

Текущая аттестация учащихся.

Текущей аттестации подлежат учащиеся всех классов.

Текущая аттестация учащихся 1 классов в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале.

     Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся, уровня обученности учащихся класса, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий и др. Избранные формы текущей аттестации учителем подаётся вместе с рабочей программой в учебную часть для утверждения.

Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся оцениваются по пятибалльной шкале.

     Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе сводной ведомости текущих оценок в этих учебных заведениях.

Обучающиеся, пропустившие по независящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются. Вопрос об их аттестации решается в индивидуальном порядке директором школы на основании заявления родителей по согласованию с родителями учащихся или лиц их заменяющих.

Отметка учащихся за четверть выставляется на основе результатов письменных работ и устных ответов учащихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков.

За 2 – 3 дня до начала каникул по каждому предмету учебного плана выставляется четвертная отметка.

VIII. Управление реализацией программы.

  1. Кадровое и методическое обеспечение выполнения программы.

       Многообразие и сложность учебно-воспитательных задач требуют от руководителя школы постоянного внимания к правильному подбору и расстановке кадров.

Педагогический коллектив школы-интерната стабильный, средний стаж педагогов 20-25 лет. Образование членов педагогического коллектива соответствует статусу школы.

В школе работают 16 учителей, 16 воспитателей, психолог, социальный педагог, которые включены в систему социально-психологической и педагогической помощи детям. Из них имеют высшее образование – 29, 1 незаконченное высшее, 1 обучается на заочном отделении математического факультета ЕГУ им.Бунина; специальное логопедическое (дефектологическое) образование имеют 11 педагогов. Составлен план переподготовки педагогических работников по специальности «Логопедия».

Педагогический коллектив старается принимать во внимание сложившиеся социально-экономические условия семей обучающихся и стремится к предоставлению максимально возможных образовательных услуг всем воспитанникам, вне зависимости от их социально-экономического статуса, в целях наиболее полного, гармоничного развития каждого ребенка.

Организация образовательного процесса строится на основе здоровьесберегающей технологии.  Образовательная программа школы, реализуя приоритетное направление инициативы «Наша новая школа» по сохранению здоровья школьников, предусматривает постоянный контроль за показателями здоровья обучающихся посредством проведения регулярных  медицинских осмотров, диспансеризации, пропаганды здорового образа жизни, воспитание ответственности школьников за своё здоровье через воспитательную систему школы-интерната, через предоставление возможности занятий физической культурой и закаливания всем учащимся вне зависимости от уровня их физической подготовки и состояние здоровья, внедрением разноуровневых  по физической сложности уроков физкультуры для детей. Состояние здоровья обучающихся и структура заболеваемости в школе традиционно  контролируется медицинской сестрой школы в рамках плановых медосмотров и текущих наблюдений.

Питание играет огромную роль в укреплении и охране здоровья ребенка. В школе организовано шестиразовое питание. Медицинская сестра совместно с администрацией школы регулярно ведут контроль за качеством пищи и её дозировкой. Столовая рассчитана на 100 посадочных мест, питание осуществляется по режиму. Обеспеченность посудой, техническим инвентарём, кухонной утварью -  100%-ная. Столовая работает по расписанию.

Предусматривается осуществление постоянного контроля за организацией антитеррористической и противопожарной защищенности школы; проводится разъяснительная работа среди обучащихся и их родителей (законных представителей), сотрудников школы, направленная на усиление бдительности, организованности, готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях (тренировки по эвакуации в случае пожара – ежемесячно). Для обеспечения безопасности обучающихся ведётся постоянный контроль за организованными перевозками воспитанников, за безопасным проведением культурно-массовых мероприятий в школе-интернате. Ведётся  постоянная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганде техники безопасности  в различных чрезвычайных ситуациях, традиционным стало проведение «Дня  защиты детей».

    В  библиотеке  общий  фонд  литературы  составляет 15036  экземпляра,  из  них:

 

 

Всего

% обеспеченности

I ступень

II ступень

Примечание

Книжный фонд (экз.)

15036

 100

100 

 

в том числе:

 

 

 

 

Учебники

1350

100

100

 

Учебно-методическая литература

762

 ---

--- 

Приобретается по мере необходимости

Художественная

11668

51

42

 

Подписная

1256

 ---

 ---

 Подписка на периодическую печать дважды в год

 

        В школе один кабинет информатики. Кабинет оснащён  следующей техникой: 11 компьютеров, два принтера (один из них цветной, что предоставляет возможность педагогам готовить дидактический материал для уроков), мультимедийный проектор. Имеется локальная сеть, все компьютеры подключены к сети Интернет (используется учащимися, учителями, администрацией в системе Wi-Fi).  В кабинете имеется методическая и научная литература по вопросам использования возможностей информационных технологий, методички и практикумы по работе в различных программах. Правильно составленный график работы компьютерного кабинета позволяет обучающимся и учителям школы пользоваться его услугами в урочное и внеурочное время, каждый учитель имеет возможность подготовиться к уроку, составить презентацию, просмотреть электронные пособия или просто набрать тематическое планирование.  Всё это положительно сказалось на учебно-воспитательном процессе, повысило качество выполнения практических работ и осуществления тестовой формы контроля по различным школьным предметам.

Кроме кабинета информатики компьютерной техникой оснащены:

  • - кабинет директора - 1 компьютер, 1 принтер;
  • - кабинет завуча по УВР - МФУ, 1 ноутбук;
  • -кабинеты 1-3 классов – 3 ноутбука, 3 телевизора с ЖК экраном;
  • - рабочее место секретаря  - 1 компьютер, принтер;
  • - кабинет социального педагога – 1 компьютер, МФУ;
  • - кабинет старшего воспитателя – 1 ноутбук, 1 принтер;
  • - бухгалтерия – 3 компьютера, 3 принтера, копировальный аппарат.

На сегодняшний день в школе 19 работающих компьютеров,  среднее количество учащихся на 1 ПК составляет 2 человека, в свободном доступе для учеников – 11 ПК. Среднее количество учителей на 1 учительский компьютер составляет – 1 человек. Обеспечение качества  образовательного процесса  определяется не только технической оснащённостью школы, но и готовностью учителей использовать имеющиеся современные технические ресурсы и оборудование.

3. Материально-техническое и финансовое обеспечение выполнения программы.

Эффективность управления педагогическим процессом в школе во многом определяется взаимодействием организационно-педагогических, социально-психологических и административно - хозяйственных методов, т.к. высокого уровня обучения и воспитания можно добиться при двух непременных условиях: при наличии квалифицированных кадров и необходимой материально-технической базы.

В настоящее время в школе функционируют 14 кабинетов. Из них: 4 кабинета начальной школы, кабинет русского языка и литературы,  кабинет математики, кабинет биологии, 1 кабинет географии и ОБЖ,   кабинет физики, 1 кабинет информатики, 1 кабинет ИЗО и музыки, а также 1 кабинет обслуживающего труда и 1 мастерская,  физкультурный зал. Кабинеты школы оснащены мебелью (шкафы, стеллажи, стенки), где находится дидактический материал для учащихся, методическая литература для учителя и технические средства обучения: телевизоры, видеомагнитофоны, магнитофоны, музыкальные центры, компьютеры. В дни праздников (День знаний, Новый год, 8 Марта, День Победы, Последний звонок) и при проведении наиболее интересных открытых уроков используется видеокамера и система «Караоке». Тем не менее, школа остро нуждается в современной школьной мебели, в обновления мастерской и кабинета обслуживающего труда  и компьютерного класса, в оснащении рабочих мест учителя ПК.

IX. Концепция развития школы-интерната на 2013-2014 г.

В целях реализации национального проекта "Образования" запланировать и решить следующие задачи на 2013-2014 г.

1. Разработка и апробирование авторской программы для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи по следующим дисциплинам:

А) развитие речи в 1-4 классах (Макагонова Н.В., Пальчикова О.Н.)

Адаптированной программы:

Б) Математика (геометрия) в 7-10 классах (Сафонова В.А.)

2. Создание консультационного центра по реабилитации детей с различной патологией развития.

3. Школа информатизации  - необходимое  условие школы будущего. Весь образовательный процесс должен быть информатизирован.

4. Разработать и внедрить модель школьного самоуправления решением педсовета школы-интерната.

6. Пересмотреть учебный план с целью изыскания возможности ввести уроки развития речи в 1-4 классах отдельной учебной дисциплиной.